Наступил конец учебного года, проходят онлайн последние звонки. И сегодня многие люди выражают опасения, не перейдет ли все обучение в дистанционный формат. Многие этого не хотят, потому что школа – это не только учеба, но и социализация, общение. Возможен ли дистант как постоянная форма обучения, или в жизнь войдут какие-то другие, смешанные формы? Об этом рассказала Наталья Алтыникова, кандидат педагогических наук, доцент, директор Института стратегии развития образования РАО:
«На данный момент мы движемся в сторону смешанного обучения, когда будут использоваться и традиционные средства обучения, и цифровые. Понятно, что мы живем в цифровую эпоху и игнорировать мы это не можем. Наравне со смешанным будет использоваться и онлайн обучение. Ведь много бывает ситуаций, когда ребенок, например, заболел и выпадает из процесса обучения на неделю-другую. И было бы здорово, если бы была возможность продолжать обучение онлайн. Мы знаем, что есть регионы, в которых бывает зимой очень холодно, и школы закрываются, чтобы переждать морозы. И в этом случае тоже хорошо бы, чтобы такие технологии использовались и дети не выпадали из процесса обучения. Есть ситуации, когда школы закрываются на карантин….тоже самое. Иметь в запасе возможность онлайн-обучения – это сейчас очень важно. Общий тренд сейчас – это движение в сторону смешанного обучения. Технологии смешанного обучения дают большие возможности для дифференцированного подхода к обучению, для выстраивания индивидуальных образовательных траекторий. Это сделает учебный процесс только интереснее и комфортнее для каждого ребенка. Если говорить про вузы, особенно про дополнительное образование – то все это началось не сегодня. В дополнительном образовании люди особенно охотно идут учиться на онлайн-курсы. В системе допобразования это будет доминирующая форма обучения и тенденции такие есть. В высшем образовании тоже будет немаленький объем в таком формате. А в школьное образование будет двигаться в сторону смешанного обучения. Это другие технологии, другая дидактика. Наш институт сейчас ставит задачу разработать для учителя соответствующие пособия, дидактические материалы, которые позволят ему грамотно использовать те инструменты, которые на сегодня есть в образовании.
Сегодня ярким примером такого решения являются учебники с дополненной реальностью. Учебник бумажный, но ты его открываешь, подносишь к нему смартфон и картинка оживает. Это интересно и только формирует мотивацию обучение у школьников.
Технологии электронного обучения могут использоваться как в классе, так и в режиме онлайн-обучения. Я считаю, что движение правильное, и ситуация, которая сейчас возникла, просто заставила систему образования повернуться ко всему многообразию средств обучения, ресурсов, которые уже есть. Система консервативна, и неохотно выходит из зоны комфорта. Ситуация заставила овладеть технологиями, который сделают процесс только интереснее. И учителя уже вряд ли откажутся от тех ресурсов, которыми они овладели».
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин