У награжденной президентом настоятельницы Покровского женского монастыря на Таганке был обнаружен элитный автомобиль Mercedes-Benz S-класса почти за 10 млн рублей. Это не первый скандал, связанный с дорогими авто и часами у иерархов Русской православной церкви. Почему это происходит и откуда берутся деньги у церковных деятелей, рассказал «ФедералПресс» христианский публицист, научный сотрудник Института религиозных и социальных исследований Владимир Семенко:
«Я ни разу не марксист, но классики порой говорили вещи, которые сложно оспаривать. Нельзя жить в обществе и быть свободным от него. К сожалению, большая часть церкви, провинциальные священники и монахи живут очень бедно и скромно. Но существует прикормленная часть верхушки, довольно небольшая, которая чаще всего попадает в СМИ. И по ним судят об институте в целом. Меня это не может радовать.
Если посмотреть, на каких машинах въезжают в лавру преподобного Сергия в Сергиевом Посаде, то придется констатировать, что эти люди весьма далеки от того нестяжания, которое проповедовал сам преподобный Сергий. Игумения, как и люди подобного плана, считает, видимо, что если она будет приезжать к спонсорам на плохой машине, то и давать ей будут мало. А если она приедет на мерседесе за 10 миллионов, то спонсоры увидят, что это серьезный человек, и результат будет другим. Большая часть средств, которые у них появляются — это не наши деньги, за которые мы, скажем, приобретаем религиозные символы, а спонсоров.
В связи с коронавирусом падает уровень экономики, бывшие благотворители говорят, что разоряются. Проблемы уже есть, и они будут усугубляться. На этом фоне такой демонстративный жест (с «Мерседесом», – прим.авт.) выглядит, мягко говоря, неприглядно.
Я могу привести пример, как покойный архимандрит Венедикт, наместник Оптиной пустыни, очень значимого монастыря, всю жизнь ездил на старой «Ниве», и только за два года до смерти его уговорили купить новую. При этом в монастырской кассе сколько угодно денег, и можно приобрести что угодно. Но у человека был такой подход, и монастырь от этого хуже жить не стал. «Новорусские» стереотипы проникают, к сожалению, в определенную часть церковных институтов. Это можно назвать влиянием мира. Выражаясь специфическим языком, «понты дороже денег». Это свидетельствует, что институт, как и многое другое в нашем обществе, находится в глубоком кризисе.
Отец Венедикт тоже успешно работал со спонсорами, но за старую «Ниву» его еще больше уважали. Недавно умер известный старец архимандрит Петр (Кучер), который принял схиму за месяц до смерти. Он восстановил Задонский и Боголюбский монастыри. Тоже ездил по спонсорам, находил какие-то средства и явил собой пример подлинного нестяжателя. Есть и другие примеры подобного рода. Так что работают стереотипы, а люди порой просто подчиняются законам мира.
Но есть и примеры другого свойства – нестяжатели. И в нужный момент приходят благотворители и приходят все необходимое. Как человек себя поставит и выстроит по жизни».
Фото: ФедералПресс / Елена Сычева