Согласно исследовательским данным за 2020 год, Россия лидирует по инфляции. Касательно прожиточного минимума на душу населения в первом квартале 2020 года, использовались показатели третьего квартала 2019-го. Теперь ответим на вопрос: для чего все-таки нужна индексация заработных окладов? Комментирует Сергей Буторин, общественный деятель, депутат Государственного совета Удмуртской Республики шестого созыва:
«Краеугольной причиной служит частичная либо полная компенсация финансовых потерь в случае инфляции, повышением цен на товары и так далее (статья No134 Трудового Кодекса Российской Федерации).
Согласно букве закона, индексация заработных плат производится для всех сотрудников. Однако, нормами нынешнего законодательства не предусмотрено единого порядка индексации денежных выплат, в рамках трудовых взаимоотношений.
Чтобы абстрагироваться от лишних действий, необходимо изначально определить, что зарплата — это сумма оклада с учетом индексации. Популизм ли это? Чтобы расставить все точки над «и», важно взять на учет, что сама процедура индексации довольно гибкая. То есть, периодичность, условия индексации утверждаются внутренними положениями, оговариваются в рамках условии коллектива или на основе индивидуального трудового договора, но общий алгоритм реализации перерасчетов отсутствует. Поэтому, я ближе склоняюсь к тому, что это меры для мотивации на более результативную работу. По сути, оклады чиновников также будут зависеть от внутреннего экономического климата в стране, что я считаю вполне правильным, так как государство – это единый политико-социальный организм, в котором каждый механизм должен функционировать качественно, – и это отразится на общем состоянии. Таким же образом должна быть построена иерархия любой страны, где общество и управленческий аппарат работают синхронно, взаимодополняющими позициями насчет важных проблем и разделяюсь победы вместе.
Мне хотелось бы выделить важный момент: необходим четкий критерий государственных служащих, которые подпадают под «заморозку» индексации оклада, ведь среди них есть как обеспеченные категории, получающие достаточно большую оплату труда – более 100 тысяч, но есть и те, кто получает меньше. Таким образом, для одних эта коррекция по-разному будет ощутима в среде госслужащих. Поэтому, на фоне вышесказанного, важно учесть этот момент и проработать на законодательном уровне, ведь универсальная модель вряд ли найдет свои объективное предназначение в экономическом пространстве.
Но, если сопоставить бюджетный и частный сектора, то первый является менее пострадавшим в современных экономических условиях, поэтому, в целом, данная инициатива имеет логику, так как это вынужденная мера по сбалансированному восполнению меньшего за счет большего. В то же время, важно опираться на реалии. Я уверен, в стране есть источники, которые могут восполнить необходимые пробелы без катастрофичных последствий».
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева