В период пандемии, по разным опросам, кредитными каникулами смогли воспользоваться лишь 10-20% заемщиков. Оказалось, что большинство граждан просто не попадают под критерии. Таким образом меры поддержки граждан, направленные на снижение кредитной нагрузки, просто-напросто стали холостым выстрелом и не облегчили людям жизнь. Чем это можно объяснить – несовершенством законодательства, условий предоставления кредитных каникул, политикой банков, которые прежде всего исходят из своих интересов, а не выполняют волю президента и правительства, или есть другие причины? Своим мнением с «ФедералПресс» поделился доцент кафедры финансового менеджмента ФГБОУ ВО РЭУ им. Г.В. Плеханова, кандидат экономических наук Аяз Аладдин оглы Алиев.
«Это объясняется как раз совокупностью вышеперечисленных критериев.
Первое – несовершенство законодательства в части нечеткого разграничения понятий кредитных каникул, льготного периода и каникул по ипотеке.
Второе – низкая финансовая грамотность населения, чем в свою очередь пользуются банки и вместо кредитных каникул переводят клиентов на программу реструктуризации долга, а это политика банков, которые, прежде всего, исходят из своих интересов.
Банкам не хочется связываться с проблемными кредитами или кредитами на большую сумму – это повышает долю проблемных и просроченных кредитов в их портфеле, так как в перспективе может быть рост просрочек по выплатам и массовые неплатежи. Экономические потери кредитных учреждений приведут к проблемам с ликвидностью, а это – рост процентов по кредитным ресурсам, далее – ужесточение требований при получении кредитов, потеря клиентов. В связи с этим банки предоставляют кредитные каникулы только тем заемщикам, которые имеют небольшую сумму кредита.
В целом каждый пытается учесть свои интересы».
Фото: ФедералПресс / Елена Сычева