В России вступили в силу поправки в закон об ОСАГО. Благодаря им страховщики теперь могут вводить и учитывать дополнительные личностные факторы при определении тарифа для каждого водителя. Эксперты успокаивают, что значительных колебаний стоимости полиса ждать не стоит. Комментирует Виталий Бегеза, председатель Волгоградского областного регионального отделения Судебно-экспертной палаты России, преподаватель кафедры государственного управления и национальной безопасности РАНХиГС при Президенте Российской Федерации:
«На первый взгляд изменения в закон об ОСАГО логичны и обоснованны. Если гражданин ведет себя ответственно, не нарушает правила дорожного движения, не участвует в ДТП, он вправе рассчитывать на определенную скидку при оформлении полиса ОСАГО. Однако по большому счету нововведения имеют мощнейшее лобби страховщиков.
У простых же граждан, автолюбителей, к поправкам есть ряд вопросов, ответы на которые дадут наиболее достоверную картину в отношении нововведений и позволят объективно оценить все за и против.
Например, будет ли при расчете ОСАГО учитываться коэффициент за лошадиные силы автомобиля? ОСАГО – это обязательное автострахование гражданской ответственности физического лица. Непонятно, какое отношение к этому имеет количество лошадиных сил и как оно влияет на аварийность.
Второй вопрос - будут ли при расчете ОСАГО учитываться результаты автоматической фиксации правонарушений. Как будут урегулированы ситуации, когда нарушение совершил не собственник автомобиля, а какой-либо другой человек, которому автомобиль был дан во временное пользование? Если штрафа на машину будут приходить на имя собственника, значит, стоимость страхового полиса на следующий год для него вырастет…
Еще один аспект, связанный со справедливостью принятых мер: в крупных городах, таких как Москва, Санкт-Петербург и других, автоматическая видеофиксация широко распространена. Соответственно, предполагается, что большинство правонарушений будут замечены и повлияют на стоимость полиса для автовладельцев. А как быть с другими регионами, где слабо развита система видеофиксации правонарушений? Получается, часть правонарушений останутся латентными и не окажут влияния на стоимость полисов ОСАГО для автомобилистов. Значит, люди будут нарушать, но платить больше при этом они не будут.
Едва ли подорожание страхового полиса подвигнет автомобилистов к более аккуратному вождению. Наоборот, есть опасение, что чрезмерное подорожание ОСАГО приведет к тому, что автомобилисты (особенно это касается регионов) просто не будут покупать страховку. Для ряда субъектов 5-10 тысяч рублей за страховой полис - это очень большие деньги.
Людям подчас выгоднее заплатить 800 рублей штрафа за отсутствие страхового полиса, чем приобрести его.
Кроме того, теперь на уплату штрафов за отсутствие полиса ОСАГО также распространяется 50% скидка. На фоне роста стоимости полиса ОСАГО граждане будут с удовольствием экономить на штрафах и пренебрегать обязательным страхованием.
И еще один момент. Система возмещения по ОСАГО не отвечает сегодняшним реалиям, условиям рынка. При возмещении стоимости запасных частей в случае ДТП, возмещается стоимость с учетом износа автомобиля. Так, если надо заменить, к примеру, фару, которая стоит условно шесть тысяч рублей, а машине при этом несколько лет, по полису ОСАГО возместят лишь часть стоимости этой фары - -четыре с половиной - пять тысяч рублей. Но беда в том, что за эти деньги запчасть невозможно найти, и почти всегда автомобилистам приходится доплачивать из собственного кармана. Кроме того, эта ситуация дает благодатную почву для роста рынка хищения автотранспортных средств и теневого сбыта б/у запчастей, так как на них есть большой спрос».
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин