В начале года мир пережил уникальный период своей истории: впервые было заявлено, что жизни людей важнее экономики. Однако крайности, как известно, вредны. Об уроках и последствиях пандемии коронавируса рассказал профессор, заведующий кафедрой «Регулирование деятельности финансовых институтов» РАНХиГС при Президенте РФ Александр Турбанов:
«Пандемия коронавируса вызвала шоки как в экономике, так и в сознании людей. Практически все страны погрузились в экономическую рецессию. В России для предотвращения масштабного распространения инфекции была введена так называемая самоизоляция, предусматривающая ряд серьезных ограничений.
Был провозглашен тезис: «Жизни людей дороже экономики». И все же нельзя не учитывать, что люди живут не в безвоздушном пространстве, а в определенной экономической и социальной среде. Им нужно приобретать необходимые товары и услуги, а значит, экономика должна продолжать функционировать. Им нужно общаться, в том числе face to face, заботиться о своих близких, особенно о тех, кто по различным причинам оказался в больнице, в конце концов, заботиться и о домашних животных, которым тоже необходимо двигаться.
Ограничительные меры позволили сбить темп распространения инфекции. Когда мы говорим о ценности жизни, важно понимать, что она намного выше в комфортной экономической и социальной среде. Крайности, как известно, вредны. Противопоставление различных ценностей друг другу – тоже. Еще один урок мы получили. Убежден, что он уже учтен.
Российская экономика удар выдержала. Да, ВВП упал. К сожалению, в связи с различиями в уровнях социально-экономического развития регионов некоторые из них пострадали в большей степени (Северо-Кавказский и Сибирский федеральные округа). Экономисты говорят, что к концу года падение реального ВВП составит 4,2 %. Это не означает, что к концу года ситуация ухудшится: речь идет о накопленном за год результате.
При этом внушает оптимизм обоснованный прогноз на следующий период: в 2021 году ожидается восстановительный рост ВВП на 3,1 %. После чего экономика выйдет на траекторию долгосрочного роста – около 2 % в год. Такой темп рассматривается экспертным сообществом как наиболее адекватный экономическому потенциалу России. Ожидается замедление инфляции до 3,6 %.
Финансовый сектор, как ни странно, пострадал от пандемии в меньшей степени. В текущем году Банк России уже неоднократно снижал ключевую ставку. Не исключается ее следующее понижение на 0,25 процентных пункта до конца 2020 года. Это значит, что деньги становятся доступнее для экономики. Правда, естественным образом снижаются ставки по вкладам населения, но есть надежда на взвешенную процентную политику российских банков.
Влияние государства на экономику возрастает и будет возрастать. Это мировая тенденция. Пандемия ее только усилила. Государство учится быть в данном отношении более эффективным».
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева
Пандемия коронавируса