Top.Mail.Ru
Общество
Москва
0

«Мы слишком осторожничаем». Психолог о том, почему дети становятся беспредельщиками

Дети
«Мы слишком осторожничаем». Психолог о том, почему дети становятся беспредельщиками

На Сахалине уже целую неделю обсуждают конфликт, вспыхнувший в одной из местных школ. Там родители с детьми вышли на пикет, чтобы добиться исключения одного из третьеклассников. По мнению взрослых, ребенка следовало держать подальше от одноклассников, так как он душил детей и в принципе вел себя агрессивно. Проблемы с конфликтным ребенком длятся с первого класса. Во втором классе комиссия отправила его на домашнее обучение, однако через год он вернулся: решение действует всего один учебный год. Теперь родители других снова добились его перевода на обучение на дому. Психолог Татьяна Викторовна Климкович рассказала редакции «ФедералПресс» вероятные причины такого агрессивного поведения ребенка, а также раскрыла проблемы современного общества, которые могли стать причиной появления подобных проблем в школах.

«Конечно, поведение данного ребенка сильно отходит от нормы, принятой в обществе. Его даже можно назвать вызывающим. Люди просто не смогли справиться и потому использовали другую силу. Обычно в такой ситуации всегда есть кто-то, пытается решить проблему. Но в данном случае не нашлось человека, который мог повлиять на все стороны конфликта. Само собой, включая ребенка. Это свидетельствует о серьезности происходящего.

Это действительно печальная история и для родителей, и для детей. У нас, конечно, все должны быть толерантными, но свобода каждого заканчивается там, где начинается свобода другого. Мы все хотим заботиться только о своей свободе. Но когда появляется агрессор, который мешает жить всем, вдруг оказывается, что его свободу тоже нужно учитывать.

Все люди эгоисты, с этим ничего не поделаешь. Но в современном обществе люди еще больше начали думать о себе, а не о других. Буквальнополвека назад дело обстояло ровно наоборот. Нам навязывалась мысль, что роль одного не так важна, по сравнению с ролью общества. Это была позиция, принятая для выживания.

Сейчас ситуация поменялась – и люди до сих пор часто не понимают, как себя нужно вести. Когда на первое место выходит личность, индивидуальность, как правильно вести себя с агрессором? Он же ведь тоже личность. При этом надо понимать, что между индивидуальностями легче возникают конфликты, они более разрозненны. Это осложняет взаимодействие.

Посмотрим на случай с этим сахалинским школьником. Пикет говорит о том, что с мальчиком никто не справился, даже взрослые. Фактически, он имеет над всеми остальными власть. Возможно, он видит беспомощность взрослых и потому ведет себя так, а не иначе. И здесь возникает резонный вопрос: не слишком ли сильно мы осторожничаем? Когда дети выступают, как провокаторы, их уже не принято бить – это ведь может травмировать психику. Это раньше считалось нормой справляться розгами. Никто не говорит, что эту практику надо вернуть, но можно перестать «дуть» на воду. Если в таких случаях не проявить твердость, боясь как-то травмировать ребенка, все может закончиться очень плохо.

И совсем не обязательно мы говорим о том, что ребенок станет преступником. Есть же масса случаев, когда взрослые не могли утихомирить детей-провокаторов какими-то законными способами. Вспомните злого отца, который топил какого-то вредного мальчика в унитазе. В итоге пострадал и мальчик, и взрослый, и школа, в которой это произошло».

Фото: pxhere.com

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.