В целом мысль о том, что удастся компенсировать значительную часть расходов бюджета за счет повышения акцизов на табачные изделия выглядит не очень корректной, поскольку Российская Федерация живет не в вакууме. Рост акцизов на табачные изделия, отличающийся от плана и идущий резкими всплесками, конечно, немедленно приведёт к росту количества контрафактной продукции, поступающей из-за рубежа, – считает Артём Кирьянов, первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по экспертизе общественно значимых законопроектов и иных правовых инициатив.
«Эксперты по вопросам косвенного налогообложения никогда не поддерживали резкий рост акцизов вне увязки с мероприятиями таможенного союза, мировой конъюнктуры и акцизной политики стран-соседей.Если еще несколько лет назад количество контрафактной продукции колебалась в районе нулевой отметки, сегодня показатель уже перешагнул 10%.
На прошедшем в прошлом году Всероссийском налоговом форуме в Торгово-промышленной палате эксперты по теме указывали: несбалансированный рост акцизов может привести к бюджетным потерям в несколько десятков миллиардов рублей за счет увеличения объема контрафактной продукции
Можно было бы предложить еще раз посмотреть объективно на экономику — на то, действительно ли резкий рост акцизов будет полезен, принесет ли доход в бюджет или же доходы компенсируются ростом контрафактного, черного рынка.
Если мы пойдем дальше по этому пути, не ориентируясь на мнения экспертов отрасли и на международную ситуацию, то наш черный рынок сигарет может достичь показателя 30-40% в очень короткое время.
Сегодняшняя экономическая политика должна ориентировать на неспорные вещи – например, на понимание того, что какое-то время бюджетный провал будет существовать. Это объективная реальность, связанная с пандемией и ее последствиями.
Со стороны государства надо прежде всего думать о стимулировании экономической активности. Эти шаги уже были предприняты в сфере снижения части административных нагрузок, поддержки бизнеса, субъектов малого и среднего предпринимательства, стимулировании бизнес-активности людей, не образующих юрлица – самозанятых (около 40% пришло в налоговую сферу и заплатило налоги). Косвенные меры экономического стимулирования, наверное, самый правильный подход в сложившейся ситуации. Собрать дополнительные средства в краткосрочной перспективе – достаточно опасная практика для стратегического планирования и среднесрочной перспективы.
Конечно, в течение 2-3 лет произойдёт экономическая стабилизация, и бюджетные показатели выравниваются. Жить станет полегче чем в 2020; главное – не использовать такие методы привлечения средств в бюджет, которые могут сказаться негативно в будущем, когда процессы приобретут необратимый характер».
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин