Российские банки выступили против поправок в закон о потребительском кредите, которые предусматривают штрафы за навязывание услуг. Финансисты опасаются, что банки не смогут взимать комиссии за обналичивание и перевод денег с кредитных карт. О том, какие услуги чаще всего навязывают банки, могут ли вырасти ставки по кредитам после принятия закона и чем обоснованы комиссии по кредиткам, «ФедералПресс» рассказал кандидат экономических наук, профессор факультета финансов и банковского дела РАНХиГС Юрий Юденков:
«Опасения банков существуют, но эту комиссию можно сделать исключением. Сама проблема навязывания услуг есть. Например, банкам запрещено заниматься какой-либо деятельностью, кроме банковской. Тем не менее, они одновременно занимаются страхованием. Шантажируют следующим образом: «если вы не застрахуете свою жизнь, ставка по кредиту будет выше, если вы не застрахуете автомобиль по КАСКО и ОСАГО, то ставка по кредиту будет выше или мы вообще вам не выдадим кредит». При выдаче автокредита банки заставляют проходить техосмотр в пунктах, которые принадлежат их страховых компаниям. Не говоря уже том, что потребитель, может спокойно приборести любое онлайн осаго прямо автосалоне, не приобретать услугу той компании, которую им рекомендует банк.
То есть дополнительные услуги применяются банками повсеместно. Даже Сбербанк, крупнейший банк в Восточной Европе, позволяет себе навязывание услуг – что можно тогда говорить о более мелких банках, где спектр может быть совершенно разнообразным. Может быть, после запрета банки будут закладывать эту прибыль в ставку кредита, но пусть конкуренция будет на поле кредитования, а не на поле дополнительных услуг.
С комиссией по кредитным картам немного другая ситуация. Кредитную карту вам дали, чтобы вы покупали продукты и оплачивали себе хорошую жизнь. Кредитная карта не предусмотрена для снятия наличности, поэтому, если вы снимаете наличность, делается повышенный процент, как будет вы берете кредит. Потому что, может быть, вы сняли наличные с карты и погасили кредит в другом банке».
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин