За девять месяцев 2020 года в Перми в стройку вошли лишь 250 тысяч квадратных метров жилья в многоквартирных домах. Это вдвое меньше, чем за тот же период 2019 года. По мнению аналитиков, через два года объем ввода жилья упадет еще сильнее. Своим мнением о ситуации на открытой дискуссии во время «Ярмарки недвижимости» поделился директор по подготовке строительства ПЗСП Александр Черепанов:
«На пермском строительном рынке сегодня наблюдается любопытная ситуация. С одной стороны, с учетом «социального» взноса стоимость стандартной квартиры в Перми площадью 65 квадратных метров приближается к 4 миллионам рублей, а квартир большей площади – к 5 миллионам рублей. Это очень большие суммы. Квартиры стоимостью 2–3 миллиона рублей вымыты с рынка, в продаже их фактически нет.
С другой стороны, сегодня принято говорить, что новый дом – это новые люди. Но это не так. Не появляются в Перми новые люди. В 2019 году численность населения Перми выросла лишь на 1500 человек за счет внутрирегиональной миграции. При этом было построено порядка 550 тысяч квадратных метров жилья. Поделив одну цифру на другую, с учетом расселенного ветхого и аварийного жилья, мы поймем, что на каждого нового жителя Перми в городе было построено 366,6 «квадрата». И если считать объем социальной инфраструктуры из этих параметров, то «новым» пермякам должно быть достаточно мест в существующих школах, детских садах и так далее.
За счет чего у нас будет расти население города? Не приведет ли строительство современного жилья в отдаленных районах к запустению микрорайонов, застроенных домами первых массовых серий, к неэффективности деятельности расположенных в них социальных объектов? В начале 2000-х предполагали комплексно застраивать такие большие жилые районы, как «Ива», «Камская долина», «Бахаревка», сбалансированно развивая на этих территориях все виды инфраструктуры и создавая новые рабочие места.
Когда в 2010 году принимался генеральный план Перми, строительство новых микрорайонов многоквартирного жилья не предусматривалось вообще. Проводя градостроительную политику, направленную на сокращение производственных зон, не создавая при этом новые рабочие места на прямом производстве, мы неминуемо столкнемся с миграционным оттоком населения из города и края, что только усугубит демографическую проблему, вызванную естественной убылью населения. Хотя всем было понятно, что Пермь – это город-завод, что подтвердилось вручением краевой столице звания «Город трудовой славы».
В микрорайонах, где люди живут, нет работы. Где есть работа – там не строят жилья. И так продолжается десять лет. Скажем, мы готовы построить 500 тысяч квадратных метров жилья на участках, предусмотренных документацией по планировке территории, в Орджоникидзевском районе, на улицах Менжинского и Первомайской. Объекты социальной инфраструктуры проектами планировки и межевания предусмотрены, но никаких решений по созданию рабочих мест городскими властями не предложено. В итоге если проект будет реализован, то масса людей будет ездить на работу куда? На существующие предприятия. А они где? В основном в центре города или в противоположной окраине. Новые жители (трудоспособного возраста) выберут для проживания город Пермь только в том случае, если им предложат интересующие их рабочие места с адекватным уровнем оплаты труда. При этом затраты времени на дорогу от места проживания к месту приложения труда зачастую играет определяющее значение. Если мы хотим выигрывать в конкуренции с другими регионами и городами за квалифицированные кадры, нам, безусловно, придется решать эти вопросы».
Фото: ФедералПресс / Елена Майорова