Президент России внес в Госдуму проект федерального закона о Госсовете. Этот орган существовал и раньше, его регламентировал указ главы государства. Теперь же Совет определяет отдельный закон, награждающий эту структуру дополнительными полномочиями. Президент будет являться председателем Госсовета. Подробнее о роли госсовета «ФедералПресс» рассказал руководитель лаборатории социальных исследований Института Региональных проблем Петр Кирьян.
Госсовет давно действует, если посмотреть его историю, с первой половины нулевых. Последние четыре года его роль стала более системной. Главное влияние Совета сводится к тому, что на площадке можно вместе посадить министров, губернаторов, полпредов и решить принципиальные подходы к разным вопросам. Например, здравоохранение. Мы помним прямые линии президента с жалобами на медицину. Подобрать ключик к решению ряда проблем удалось на Госсовете. Регионы разные, и нужна серия подходов, потому что страна большая.
Госсовет определенным образом усилился своим составом. Сейчас вводится председательство Госсовета в лице президента. В состав войдут руководитель администрации президента, главы верхней и нижней палат парламента, премьер-министр. Таким образом это будет интегральный орган, который не занимается «текучкой», но в тот момент, когда надо собрать разные ветви власти, выйдя за регламент согласования ведомств, действует как некий координатор публичной власти в стране.
Когда вносились конституционные поправки, было сказано, что каждая новелла будет раскрываться в законодательстве. Теперь будет закон с более понятными процедурными вопросами субординации.
Мы понимаем, что Госсовет – это орган, не встроенный в какую-то вертикаль. Он рядом с президентом и губернаторами, но не Совет Федерации и не администрация президента. Следует согласиться с тем, что зрелость политической системы требует , чтобы не возникало вопросов, как работают структуры власти и как они друг с другом взаимодействуют. Если есть эффективный институт, он должен получить рамку. Но вес его зависит от того, как успешно он решает возложенные функции. У Госсовета большая история, но активно он «разогрелся» в последние лет шесть. Появилась какая-то системность, рабочие группы объединились.
Стоит отметить также, что Государственный совет вместе с Правительством страны определяет ключевые показатели эффективности для регионов, мониторит их исполнение и определяет меры поощрения за достижение КПЭ. Я бы сказал, что Госсовет ведет мониторинговую система, а оценку эффективности работы власти дают уже избиратели. У нас есть многолетний опыт оценки регионов по многочисленным параметрам, таким, как номинальные показатели, бюджетная дисциплина, соблюдение сроков и так далее. Если возникает какая-то проблема, правительство и администрация могут отреагировать на нее, а губернатор – объяснить, с чем это связано. Если мы говорим об органе, который работает по стратегическим вопросам, логично, что он будет выстраивать систему оценки того, как идут дела. Например, в медицине очевидно, что взгляд из регионов другой, нежели в сухих цифрах. Порой выскакивают какие-то вещи за пределами нормативов оценки. Потому, если Госсовету обсуждать эти проблемы между федеральной и региональными органами власти, то ему и задавать рамку.
Фото: kremlin.ru