Уральский университет отмечает столетие, при этом последние десять лет он работает в статусе федерального. Согласно опросам, екатеринбуржцы включают университет в первую десятку символов города, но четкую новую идентичность УрФУ сформировать пока не удалось. О том, почему объединение УГТУ-УПИ и УрГУ оказалось столь болезненным, чему стоит уделить внимание при создании бренда и что помешало пышно отпраздновать юбилей университета, «ФедералПресс» рассказал культуролог, кандидат философских наук Георгий Цеплаков:
«Все города делятся на университетские и неуниверситетские. Екатеринбург – Свердловск в 1920 году стал университетским. Поэтому, конечно, бренд университета – это очень важно, тем более что практически все базовые вузы Свердловска в свое время возникли отпочкованием от Уральского государственного университета. В частности, УПИ в свое время возник из УрГУ, но получилось, что при Дмитрии Медведеве он вернулся обратно. Это был очень болезненный процесс, потому что существовали совершенно разные корпоративные культуры, совершенно разное восприятие людей, которые там учатся.
Мне кажется, процесс до сих пор не завершен, бренд УрФУ до конца не сформирован, но продолжает формироваться. Если бы объединяли УрГУ и УрГЭУ-СИНХ, то никто бы не заметил этого объединения, потому что они очень похожи по мироощущению людей, которые там учатся и работают. Если бы объединяли УГТУ и Горный, тоже бы никто ничего не заметил. Но когда объединяют огромный УГТУ и более камерный, но гордый УрГУ, получается, что к карману попытались пришить пиджак. И корпоративная культура «пиджака» перетянула корпоративную культуру «кармана». Абсолютно точно от объединения проиграл УрГУ. И когда мы говорим о значении, о влиянии, о брендинге, то можно сказать, что очень большая часть бренда УрГУ сейчас находится в тени. Структура УГТУ в составе УрФУ оттеснила то, что было сделано с 19 октября 1920 года: Горького, наш журфак, подаривший огромное количество брендов, филологический факультет, блистательную естественнонаучную часть и так далее – всего и не перечислить.
Вообще университет – это не один бренд, а целый дом брендов: ученые, знаменитые выпускники, знаменитые традиции. Если брать тот же УГТУ, то шествия в День радио, «Весна УПИ» – это то, что определяет студенческую жизнь, и то, на чем можно выстраивать славу нашего региона. Сейчас что-то развивается, но есть очень много зон роста, которые можно было бы развивать, в рамках одного года привлекая внимание к разным аспектам деятельности.
За последнее время в России гуманитарные события проходят очень камерно. Кто-нибудь слышал о юбилеях нескольких крупных писателей: Тургенева, Горького, Бунина, Куприна? Где-то происходят локальные события, но празднования недостаточно мощные. Что было по поводу столетнего юбилея революции? Можно по-разному относиться к этому событию, но не заметить его невозможно. А у нас показали несколько не очень качественных сериалов – и событие было пройдено. И у нас в городе точно такая же тенденция.
С моей точки зрения, юбилей УрФУ – событие, которое стоило отпраздновать более масштабно, по крайней мере, в СМИ и в Сети. Должно было быть гораздо больше новостных поводов: событий, мероприятий, конференций, шоу. Сам вопрос говорит о том, что народ хочет праздника».
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева