В России наблюдается рост сексуальных преступлений против несовершеннолетних. В прошлом году прогремело несколько скандальных, а иногда просто жутких историй. Вспомнить хотя бы «саратовское дело» – убийца 9-летней Лизы ранее уже отсидел срок за надругательство над малолетней, но вышел из тюрьмы и совершил преступление вновь. Депутаты Госдумы предложили ужесточить меры наказания для педофилов, вплоть до процедуры химической кастрации. Но поможет ли это остановить преступников? О том, какие меры уже принимаются в мировой практике и насколько они эффективны редакции «ФедералПресс» рассказал Александр Семёнов, политконсультант, кандидат политических наук, доцент, руководитель « СемёновКонсалтинг»:
В России наблюдается существенный рост преступлений против несовершеннолетних, поэтому вполне естественна реакция депутатов ГД РФ на эти факты в виде предложений по ужесточению наказаний к педофилам и в частности, введение химической кастрации. Но, на мой взгляд, в этом вопросе необходимо обратиться к мировому опыту.
Впервые химическую кастрацию стали использовать в США, в дальнейшем она получила распространение в Канаде и Европе. И изначально эта мера считалась достаточно эффективной. Но почти 25 лет назад случилась история, которая показала, что такая мера недостаточна. В 1994 году Штаты потрясла история смерти 7-летней Меган Канка. Её зверски изнасиловал, а затем убил сосед, 33-летний Джесси Тиммендекасом. Причем ранее он уже отсидел срок за изнасилование двух несовершеннолетних девочек и даже прошёл процедуру специфического лечения. Спустя короткое время в США был принят «закон Меган», названный по имени погибшей девочки.
Согласно данному закону, за всеми лицами, ранее привлекавшимися к ответственности за действия сексуального характера в отношении несовершеннолетних, устанавливался строгий полицейский и общественный надзор. Они были обязаны уведомлять полицию о любом изменении своего места жительства и трудоустройства. Более того, информация о человеке с репутацией педофила стала публичной, и каждый американец может через специальные сайты ознакомиться с биографией «потенциально опасных людей», к которой обязательно прилагается фотография. То есть, опыт показывает, что сама по себе химическая кастрация, без соответствующих надзорных мероприятий не является эффективной мерой.
Что касается введения смертной казни за такие преступления, а такой вид наказания используется в Китае, то здесь всегда есть две основные проблемы. Во-первых, при введении такого наказания многократно возрастает вероятность того, что преступники будут не только насиловать, но и убивать своих жертв. Во-вторых, естественно, никто не застрахован от ошибок следствия и суда.
На мой взгляд, законодателям следует внимательно присмотреться к опыту Германии и Чехии. В этих странах с преступниками, совершившими сексуальное насилие по отношению к детям до 16 лет в особо извращённой форме, вообще не церемонятся. При доказанности вины подсудимого, на основании собранных следствием материалов, суд примет решение о хирургической кастрации педофила в большинстве случаев. В результате количество подобных преступлений в Германии и Чехии регистрируется в несколько раз меньше, нежели, например, в соседних странах, где педофилов кастрируют химическим путём.
Фото: pxhere.com