Top.Mail.Ru
Общество
Москва
1

Заслуженный учитель о дистанте. «Родители не должны учиться вместе с детьми и вместо детей»

Вузы и школы возвращаются к дистанционному обучению
Вузы и школы возвращаются к дистанционному обучению

В связи с растущей заболеваемостью COVID-19 каникулы школьникам уже продлили, среди родителей нарастает паника по поводу очередного онлайн обучения, в ряде регионов вузы и школы возвращаются к дистанционному обучению. Педагог, заслуженный учитель России, автор Telegram-канала «Уроки истории», популярный учитель истории на outube Тамара Эйдельман рассказала об «уроках» первой волны COVID-19, так ли страшна дистанционка и выживет ли традиционное образование.

«Успех дистанционного образования сильно зависит от конкретной школы, от конкретных детей. Боюсь, что в большинстве случаев, здесь есть ряд проблем.

Первая – техническая. У нас огромное количество семей, у которых нет компьютеров и в которых нет смартфонов. Как это должно решаться в семье, в которой трое детей и один компьютер? Где-то школы выдают ноутбуки, но я совершенно не уверена, что у школ где-нибудь в регионах есть такие возможности, да даже и в Москве не у всех.

Вторая – организационная. Не случайно власти Москвы приняли решение, что дети с 1 по 5 класс учатся очно, а старшие сидят на дистанте. Это, конечно, половинчатая мера – дети до 6 класса могут точно также заразиться. Мало того, в этом возрасте большинство из них еще возят родители в школу, а это тоже выход в общение, контакты. Учителя продолжают ходить в школы. Приведу пример: прочитала жуткое сообщение про школу, где сначала восемь учителей заразились, а потом практически все. То есть там школа на какое-то время оказалась парализована. Понятно, что это странное решение.

С другой стороны, никто не понимает, как отправлять на дистанционку маленьких. Маленького невозможно оставить одного. Если нет бабушек, дедушек, это должно как-то решаться. Значит, кто-то из родителей должен иметь право сидеть с ребенком без потери зарплаты.

Много говорят о проблемах чисто методических и психологических, что дети не могут долго сосредоточиться, что непонятно, как устанавливать с ними контакт. У меня нет такой проблемы. У меня сейчас уже только один класс, 11- ый, мотивированный, гуманитарный. И мне даже в какой-то мере удобно заниматься дистанционно, да и им тоже удобно.То есть, есть, конечно и плюсы. Это создает новые формы общения. Мы можем много говорить о том, что хорошо посидеть дружеской компанией, и точно также хорошо в классе пообщаться с детьми. Безусловно. С другой стороны, я сижу, передо мной экран компьютера, и в какой-то мере ученики ближе мне, чем в классе, потому что мы лицом к лицу с ними сидим. Я не ощущаю какого-то страшного отделения от них.

Еще один плюс – это облегчение жизни. Например, у нас в восемь утра начинаются уроки. Детям не надо ехать в школу, они могут сразу «выйти» на урок. Кто-то идет в поликлинику и по дороге «выходит» на урок. Меня это совершенно не шокирует. Это такое качество нашей жизни.

Конечно, в такой форме образования есть проблемы. Я понимаю, что компьютер всегда отвлекает, и кончено можно закрыться картинкой и пойти в какой-нибудь чат. Когда работает группа в классе, если кто-то отвлекся, я это вижу, а что там у них происходит в онлайне – это сложный вопрос.Лично у меня усложнилась проверка. Но для меня лично плюсы дистанционки преодолевают минусы. Хотя я знаю, что много учителей находятся в других обстоятельствах.

Я совершенно возмущена тем, что московское правительство требует от всех учителей работать на одной платформе электронного журнала. В первый день там естественно все рухнуло, потому что этот журнал и так «висит». В конце четверти очень трудно выставлять отметки, потому что все кидаются выставлять, и он зависает. Конечно, когда все учителя Москвы вышли давать уроки через него, там все обрушилось. Потом вроде бы стало лучше, но сам факт возмутителен. Московскому руководству надо все держать под контролем. Они все запихивают в этот МЭШ! Кто-то из детей не может зайти. Для этого надо какие-то хитрости, другую учетную запись… Я не хочу на это тратить время. Мне кажется, учителя имеют право работать на разных платформах – там, где им удобней. Я думаю, что это какие-то интересы тех, кто стоит за этой платформой – денежные интересы. Мне все это совершенно не нравится.

Обострились все те же проблемы, которые были и до дистанционки. Родители не должны учиться вместе с детьми и вместо детей. К сожалению, это у нас происходит все время. В первом классе поделки клеят вместо ребенка, в шестом классе задают такие задания, которые дети никогда в жизни сами не сделают, а в десятом стоят с палкой и говорят: «Готовься, готовься, готовься». Это все неправильно. Увы, я очень сочувствую родителям, которые вынуждены поступать таким образом.

В данном случае, и это мне кажется, касается не только онлайн обучения, если ты сумел мотивировать ребенка так, что он занимается, то он будет заниматься и в школе, и онлайн. Не сумел – сочувствую. Это не зависит от онлайн или оффлайн формы обучения, это зависит от отношений родителей и детей, от желания ребенка учиться, от того насколько он заинтересован в школе.

Необходимость дистанционного образования диктуется не тем, кого как лучше учить, она диктуется ситуацией с пандемией. Теоретически, как мне кажется, лучше было бы всех перевести в онлайн, чтобы уменьшить контакты, потому что заразиться может и одиннадцатиклассник, и пятиклассник, и первоклассник. Проблема заключается в том, что маленьких учить дистанционно невероятно сложно, и их нельзя оставить дома без родителей. Это не вопрос обучения, это вопрос организации.

Очень сложно понять, как отразился этот период дистанционки на качестве образования. Сейчас начинается уже стенания, что это будет поколение недоученных людей. Знаете, это смешно. Есть куча школ, вузов, которые давно ведут дистанционные курсы и очень хорошо это делают. Вопрос в том, как это организованно, насколько учителя готовы, насколько они мотивированы. Кембридж полностью перешел на дистанционное обучение, Гарвард полностью перешел на дистанционное обучение. Мне почему-то кажется, что это не приведет к страшному падению качества. Вопрос в том, как это делать.

Я считаю, что единый экзамен тоже нужно переводить в онлайн формат, свести количество экзаменов к минимуму, ОГЭ отменить. Ну а как его не переводить, если сказали, что на ЕГЭ заразилось 460 учеников? А сколько учителей, а сколько из этих учеников заразили своих родителей, друзей или бабушек и дедушек? Конечно, если мы отменяем массовые мероприятия, то экзамены тоже должны быть отменены.

Никто не понимает, что будет. Наверное, имеет смысл сейчас сказать чиновникам от образования: «Граждане, мы не знаем, что будет летом. Поэтому мы вам честно хотим сказать, если будет идти рост, то будут такие варианты. Если останется на этом уровне, то будут такие варианты».

ВОЗ вообще очень странные вещи все это время говорит. Не рекомендует, потому что это влияет на качество образования. Я как учитель не хочу в этих обстоятельствах ходить в школу. А в школах дети и взрослые сконцентрированы в закрытых помещениях: сколько ни проветривай, все равно ты 45 минут будешь с детьми в замкнутой комнате, а иногда уже и вполне со здоровенными подростками. Очень быстро забылись разговоры о том, что в школе будет соблюдаться социальная дистанция. Каким образом ее соблюдать? Как посадить детей на расстоянии полутора метров? Это невозможно в переполненных классах. Я бы очень хотела узнать, в каком количестве школ действительно хотя бы раз в час проводят дезинфекцию ручек дверных и так далее. Нет таких, я уверена. Поэтому я как учитель, которому почти 65 лет, у которого астма, и который живет в квартире с 90-летней мамой, не хочу ходить в школу. И я думаю, что это разделяют очень многие. Я не хочу.

Я считаю, что максимальная изоляция необходима. Учить дистанционно – это очень сложно, это требует больших усилий, но это возможно. И если это уменьшит контакты, то это на пользу. Другое дело, что государство и органы управления образованием должны делать максимально для того, чтобы облегчить эту ситуацию: не навязывать свои дурацкие платформы, а действительно облегчить ситуацию родителям. Да, это требует выплат, изменить расписание, максимально уменьшить проверочные работы, особенно для маленьких. Пандемия показала кризис традиционного образования и не только нашего. Надо искать новые пути, и может быть эта кризисная ситуация в целом как раз подтолкнет нас к тому, что мы найдем что-то новое».

По материалам УралПолит.ру

Фото: ФедералПрес / Елена Майорова

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.