Вице-спикер Госдумы Ирина Яровая выступила за включение проверки на алкоголизм и наркоманию в детскую диспансеризацию. Насколько эту инициативу возможно исполнить в рамках правового государства? Об этом «ФедералПресс» рассказал старший научный сотрудник психоневрологической клиники Москвы Вадим Хайкин.
В целом, я не вижу ничего плохого в том, чтобы детей проверяли на наличие в их крови наркотиков с разумного возраста. Когда я принимал участие в научных исследованиях, связанных с детской наркоманией, в Волгограде, увидел много ужасных картин. Самому младшему наркоману в группе было всего 10 лет. К счастью, такие случаи происходят достаточно редко.
Чтобы все было реализуемо, необходимо выбрать возраст, с которого можно начинать проводить тестирование. Думаю, оптимальнее всего 12-13 лет. Но и здесь очень много нюансов. Например, если для теста брать на анализ мочу, как подтвердить, что это моча конкретного ребенка? И таких морально-этических вопросов будет очень много, поэтому перед тем, как создавать такую инициативу, необходимо все внимательно обдумать.
Опять же, что делать с разрешением от родителей? Думаю, в век цифровизации, можно добавить функцию на портале Госуслуг, благодаря которой любой родитель сможет либо разрешить тестирование, либо отказать в нем, либо отозвать разрешение. Поэтому вопрос регулирования стоит здесь на первом месте.
Что касается алкоголизма, то здесь все одновременно проще и сложнее. Проверить на алкоголизм невозможно. Есть исследования, которые говорят о том, что тот или иной маркер в крови может сигнализировать об алкоголизме, но консенсуса в научном сообществе нет. Поэтому хотеть можно, но реализовать невозможно.
Инициатива, в целом, имеет право на существование, но бездумно принимать законопроект, постановление или что-то еще, что обяжет детей проходить тестирование без учета позиции родителей, экспертного сообщества и самих детей, нельзя.
Фото: ФедералПресс /Виктор Вытольский