Реализация национальных целей стала ключевым вопросом повестки дня первого заседания Государственного совета, которое провел Владимир Путин. Докладывая президенту об их исполнении, в правительстве анонсировали создание Единого плана, который может корректироваться ежегодно. Это решение прокомментировал директор Института реформирования общественных финансов, руководитель Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов:
Мероприятия по достижению национальных целей реализуются. Можно со скепсисом относиться к тому, что отдельные национальные цели достигнуты быть не могут. Но нельзя говорить, что нацпроекты не заработали. Они воплощаются во многих реальных действиях. В целом прогресс по ним очевиден.
Другой вопрос, что действительно не все национальные цели, которые были анонсированы в 2018 году, оказались достижимыми, учитывая приход кризиса и влияния различных негативных явлений. Корректировка этих целей в любом случае должна была произойти. Это мы и увидели в июле 2020 года, когда был подписан новый указ Президента.
На совместном же заседании Госсовета и Совета по стратегическому планированию 23 декабря руководство страны подводило промежуточные итоги, в том числе связанные с адаптивностью системы к глобальным вызовам.
Что касается утверждения анонсированного Правительством Единого плана достижения национальных целей, то ситуация здесь многогранная. Лично я поддерживаю идею декомпозиции национальных целей до отдельных регионов и ведомств, которые приводили бы к достижению общей задачи. Такое правило применяется в системе стратегического управления не только в государственном, но и в частном секторе экономики.
Однако пока правительство делает это, скорее, в закрытом режиме, без активного экспертного обсуждения и возможности воспринимать критику специалистов, представителей регионов, отдельных граждан. В «открытых» условиях можно было бы больше снять потенциальный негатив, уменьшив риски недостижения целей и увидеть «узкие места», которые требуют дополнительного внимания со стороны федерального правительства. Директивные методы управления, свойственные Госплану периода Советского Союза, допустимы, но все-таки в условиях рынка и федеративного устройства могут привести и к негативным результатам. Поэтому, если правительство просто «спустит» контрольные цифры всех целевых показателей до каждого субъекта, не дав возможность региональным органам управления высказать свою позицию относительно реалистичности достижения этих параметров, это может привести к дискредитации самой идеи общенациональности данных целей.
В конце концов могут быть допущены разного рода количественные ошибки, что также скажется на эффективности использования ресурсов. Аналогичные сомнения могут быть высказаны в пользу директивной декомпозиции национальных целей внутри самого федерального правительства, которое должно выступать как единый управленческий субъект. В свою очередь доведение показателей до конкретных министерств может развить «ведомственный сепаратизм», когда структуры будут отвечать непосредственно за свои целевые параметры, но не станут стремиться к задачам более высокого уровня. В этой связи реализация Единого плана может разделиться на локальные действия, которые при их сложении не дадут общего эффекта. Эта известная в менеджменте проблема, которую приходилось решать руководителям многих крупных компаний.
В целом же также не до конца понятно, как в достижение национальный целей вовлекаются бизнес-структуры, причем не только с государственным участием, а также отдельные сообщества и категории граждан.
Ответы на эти вопросы и предстоит дать новому составу Госсовета, в том числе его рабочим группам.
Фото: ФедералПресс / Екатерина Лазарева