Бюджеты на 2021 год во многих регионах России принимались трудно из-за дефицита. Власти даже самодостаточных субъектов запланировали заимствования, чтобы покрыть выпадающие доходы. Госдолг ожидаемо продолжит расти. Чем это чревато для регионов, кроме головной боли и как возвращать долги – экспертным мнением с «ФедералПресс» поделился директор Института реформирования общественных финансов, руководитель Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов:
«В целом ситуация с долгом может рассматриваться, как вполне нормальная и адекватная. Главное, чтобы эти долги не были с высоким процентом по обслуживанию. И во-вторых, их в любом случае так или иначе придется гасить. Поэтому регионы должны иметь долговую политику с прицелом на то, чтобы в будущем расплатиться.
Если говорить конкретно о той ситуации, что сложилась в 2020 году, то во многих регионах предел долговой емкости можно считать исчерпанным. И вряд ли у них будут дополнительные финансовые возможности, чтобы погасить новые долговые обязательства.
С этим связан основной риск привлечения новых долгов. То есть при том, что расходные обязательства значительно превосходят собственные налоговые и неналоговые доходные источники, привлекать средства в долг становится во многом неразумно. Но мы понимаем, что у регионов часто складывается безвыходная ситуация, когда они все равно должны это делать.
Экономист о федеральном бюджете – 2021. «Несбалансированный, но самый правильный»
И в этом году несколько раз менялись формальные законодательные рамки таких взаимоотношений между центром и регионами. Дважды принимались поправки в бюджетный кодекс, которые удлиняли срок возможности получения краткосрочных кредитов из федерального бюджета. Сначала его удлинили до 180 дней, а осенью – до 240.
Кроме того, сам федеральный центр принял решение о пролонгации существующих бюджетных кредитов на долгосрочной основе на более удаленный срок выплат по ним. И даже предложил и формально оформил механизм списания части задолженности за счет дополнительных налоговых поступлений от реализации инвестиционных проектов.
Правда, этот механизм не может заработать одномоментно. И даже вряд ли будет действенным с 2021 года. Но тем не менее создание таких долгосрочных ориентиров тоже необходимо в рамках взаимодействия Федерации и регионов в части долга».
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин