2020 год ознаменовался рядом крупных политических событий в странах постсоветского пространства. Протесты в Белоруссии и Киргизии, вооруженное противостояние между Арменией и Азербайджаном в Нагорном Карабахе обратили на себя внимание всех жителей бывшего СССР. Россия выступила в этих вопросах как мирный регулятор. Почему РФ выступает в роли стабилизатора, «ФедералПресс» рассказал политолог Александр Асафов:
«Оценка внешнеполитического взаимодействия России с другими странами мной воспринимается полярно – от критики до подчеркивания того, что мы должны и защищаем интересы других стран. Обывателю проще занять одну из сторон. Скажем, зачем мы даем деньги Киргизии на стабилизацию политической системы? Лучше построить школы и детские сады у себя.
С другой стороны, люди хотят, чтобы Россия оставалась влиятельной на постсоветском пространстве. Мы же видим, как США ведут себя в мире, и хотим, чтобы и наша страна не теряла своих союзников. Но с экспертной точки зрения можно заметить определенного рода успехи со стороны России. Они в большей степени прагматичные.
Вообще, 2020 год стоимость внешнеполитических прогнозов сильно понизил. Поэтому сложно говорить, укрепили мы братство с тем или иным государством или нет. Но мы и не потеряли своих союзников, что также важно.
Наша страна столкнулась с нестабильной ситуацией у соседей. Мы помним массовые выступления в Белоруссии и Киргизии, возобновление острой фазы армяно-азербайджанского конфликта, сохранение нестабильности на Украине. В целом отмечу, что внешнеполитический процесс в этом году поменялся. Окружающие нас соседи – суверенные страны. И это факт. В этой ситуации Россия действует с точки зрения политического прагматизма. Более того, достигнуто определенное положение, которое раньше было бы невозможно.
Например, Россия заняла довольно взвешенную позицию в ситуации с Белоруссией. Еще год назад Александр Лукашенко заявлял, что с Россией не так много общего. Эти эгоистичные маневры со стороны политической элиты Белоруссии были неким предметом шантажа, свидетельствующим, что единство между нашими странами может быть нарушено.
Но после недавних политических событий мы видим, что российское влияние безотносительно высказывания белорусского президента и представителей оппозиции усилилось. Можно констатировать, что удалось сохранить дружеские отношения между российским и белорусским народами, несмотря на попытки их рассорить. В целом наша страна не вмешивалась во внутренние проблемы Белоруссии.
Владимир Путин также поддержал решение белорусских властей принять поправки в основной закон страны, и процесс изменений в законодательство Белоруссии был запущен. В широком политическом контексте все подобные действия направлены не на защиту чьих-то интересов. Речь идет о стабилизации и обновлении системы: не через ее уничтожение, а путем модернизации. Это ведет к усилению суверенитета Белоруссии и созданию союзного государства на равных позициях. Дальше реальность может развиваться по-разному, но стартовые категории, в том числе проведение досрочных выборов и частичная смена элит, гарантируют, что Белоруссия пойдет по понятной территории и избежит непредсказуемого сценария, который выгоден некоторым внешним акторам. Так или иначе интеграционные процессы двух государств продолжаются, мы являемся ближайшими союзниками, как и прежде.
Мы видим политический конфликт в Киргизии. Зачем Россия помогает в сохранении стабильной ситуации в этой стране? У нас есть основания предполагать, что процессы здесь не обратятся в хаос и не произойдет перекоса в сторону целей и задач одного из крупных внешнеполитических игроков. Усилия со стороны нашей страны обеспечивают дальнейшее развитие событий в Киргизии в правовом и демократическом поле, гарантируя восстановление политической системы. Без такой помощи мы получаем зону непредсказуемости, что многократно усиливает риски. Каким будет результат досрочных выборов, мы пока не знаем, но тем не менее это помощь без немедленных обязательств ее вернуть или купить за нее часть политической элиты. Это разумный шаг, способный остановить деструктивный хаос, который в противном случае там начнется.
Особую роль на постсоветском пространстве сыграл военный конфликт между Арменией и Азербайджаном. Много представителей этих народов проживает на территории России, и наша страна стремилась урегулировать ситуацию. Как миротворец наша страна сыграла свою роль, кровопролитие было прекращено. Я напомню, что ситуация в Нагорном Карабахе продолжается тридцать лет. За эти годы не велась речь ни о возврате районов, ни о введении миротворцев, ни о прекращении огня. Ситуация теперь на шаг ближе к решению, и без реакции России она была бы более чудовищной. Если рассмотреть окружающие нас страны с прагматичной точки зрения, наше государство скорее приобрело, чем потеряло. Даже в Карабахе – не той большой ценой, которую могло бы заплатить.
Нас обвиняют в бездействии по отношению к Украине, однако мы видим, что сотни тысяч жителей Донбасса получили российские паспорта. А это включение и в нашу финансовую систему. Отсутствие взаимодействия с нынешним украинским руководством привело Украину по сути в Африку как политического актора. Украина без взаимодействия с Россией оказалась несубъектна.
Также можно посмотреть на другие страны. Мы увидим, что Россия по внешнему контуру свои позиции усиливает, даже если через медиаповестку это, кажется, не так. Это уверенные шаги в сторону новой логики укрепления своих политических позиций, невзирая на репутационные приобретения или потери. Я считаю, что этот трек правильный».
Фото: kremlin.ru
Итоги-2020: срывая маски