Top.Mail.Ru
Общество
Москва
1

Как противостоять уловкам телефонных мошенников: советы психолога

банковский сотрудник
Мошенники могут выдавать себя за сотрудников банка

Одно из самых популярных в России мошенничеств – телефонные звонки из якобы службы безопасности банков. Цель звонящих – получить необходимые данные и завладеть вашими деньгами. Психолог Мария Мазурина рассказала «ФедералПресс», почему граждане ведутся на уловки мошенников и как им дать отпор:

«То, что люди реагируют и ведутся на мошенничество, не случайность. Аферисты – хорошие психологи и в своей противозаконной деятельности используют техники гипноза и нейролингвистического программирования. Мошенники тщательно готовятся к телефонному звонку и детально продумывают содержание текста, его построение, возможные варианты ответов жертвы.

Телефонный разговор строится по такому же принципу, как скрипт продаж. Они выбирают мотивацию человека: негативную или позитивную. У большинства людей ведущей является негативная мотивация. Она основана на избегании проблемы и страхе. Если ты не сделаешь что-то, тебе это чем-то грозит. Например, если ты не скажешь свои личные данные, то твои деньги могут украсть. Позитивная мотивация основана на стремлении человека к достижению финансового благополучия, признания, развития. Если ты сделаешь так-то, тебе за это что-то будет. Например, если ты заплатишь небольшой налог, то получишь выигрыш.

Другой момент, который учитывается, – базовая потребность или ценность человека. Ведь то, что предлагает мошенник, должно быть важным и значимым. Большинство людей имеет потребность в безопасности, здоровье, деньгах, успехе. Исходя из этого, вам могут предложить большую сумму денег, бесплатные процедуры, защиту от кражи.

Основная цель мошенников – вывести человека из состояния равновесия и склонить к желаемым действиям. Для этого часто используются техники ограничения во времени: они не дают времени на раздумья, решить нужно прямо сейчас. Часто используется техника «Замешательство», при которой произносится длинное предложение, смысл которого сложно уловить, человек теряется и становится более внушаем.

Часто мошенники ведут себя агрессивно и грубо. Они могут сказать: «Вы хотите, чтобы все ваши деньги списали со счета? В таком случае вы должны сейчас сказать ваши данные». Человек находится в состоянии аффекта и соглашается.

Широкое распространение получила и техника трех «да». Она заключается в том, что если человек два раза подряд ответил утвердительно, на третий вопрос он тоже, вероятнее всего, ответит положительно. При этом первые два вопроса формулируются так, чтобы человек точно ответил «да».

Для того чтобы вызвать доверие, аферисты могут имитировать разговорные скрипты банков, представляться службой безопасности или госструктур, ссылаться на законы и предостерегать вас от действий мошенников. Широкое распространение получила программа, которая позволяет имитировать звонок с любого телефонного номера – у вас высветится реальный телефон банка или государственной структуры.

Чтобы не попасть на удочку мошенников, предпримите ряд действий. Возьмите пару минут на раздумье, спросите телефон, чтобы перезвонить позже. Уточните название компании, должность и фамилию сотрудника, с которым вы разговариваете. Прежде чем совершать какие-либо действия, проверьте эти данные. Запишите разговор на бумаге, оценитенаписанное на логику и правдоподобность».

Фото: ФедералПресс / Елена Сычева

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.