В Татарстане предложили запретить торговым сетям продавать алкоголь и сигареты покупателям, которые пришли с детьми. Тем самым, как считает республиканский уполномоченный по правам ребенка Ирина Волынец, несовершеннолетние не будут проявлять интереса к спиртному и табаку. Действительно ли такой запрет позволит это сделать и какие меры в этой ситуации могут оказаться более эффективными, «ФедералПресс» рассказал член Общественной палаты России Султан Хамзаев.
«С точки зрения морали, предложение правильное. Но с точки зрения общего взгляда, оно нереализуемо в той действительности, в которой мы находимся. На мой взгляд, оно абсолютно пустое, ничем не подпитанное. К сожалению, такие заявления зачастую несут только хайповый характер, но при этом сильнейшим образом вредят самой работе по борьбе с употреблением алкоголя и табака. Такого рода инициативы дают возможность представителям алкогольного лобби говорить, что те, кто борется за здоровый образ жизни, — недалекие люди, которые не до конца продумывают свои действия.
Распитие алкоголя, в том числе родителями в присутствии детей, запрещено законом о вовлечении несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции. Просто люди не разбираются в нормативно-правовой базе. К сожалению, в нашей правоприменительной истории наличие закона еще не означает, что его будут соблюдать. И еще хуже: если родители будут наливать алкоголь ребенку, это вообще попадает под уголовную ответственность. Самое главное — не продумать идею, а сделать так, чтобы она заработала.
Помимо запретительных, существует ряд других мер, которые могут помочь сократить потребление алкоголя и табака молодежью. В частности, возрастные ограничения (повышение планки с 18 лет до 21 года), сужение каналов продаж (сначала выведение алкоголя из мелких магазинов в специализированные, потом – вывод специализированных магазинов за пределы спальных районов, а в идеале – за территорию населенных пунктов).
Выполнять такую масштабную работу необходимо последовательно. Если мы отменим продажу алкоголя в обычных продуктовых магазинах, у взрослых не будет соблазна что-то купить при детях, и детям алкоголь и табак не будут попадаться на глаза.
Следующий шаг – выведение специализированных магазинов за пределы спальных районов крупных городов, чтобы гуляющие по районам подростки не ошивались рядом с такими магазинами, прося кого-то купить им алкоголь. Начинать стоит с населенных пунктов, затем распространять это на крупные города и мегаполисы. Это вполне осуществимо и уже является успешной международной практикой.
Лично я — сторонник государственной монополии на производство и реализацию алкогольной продукции. Я против тех корпораций, которые довели ситуацию до состояния тотального хауса».
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева