В конце июня синоптики спрогнозировали аномально жаркую погоду в Свердловской, Челябинской и Курганской областях – по их прогнозам воздух на этой неделе прогреется до +35 градусов. Такая же жаркая погода стояла на Урале в мае. А Москва тем временем столкнулась с мощнейшими ливнями и наводнением после устойчивого недельного зноя. Связаны ли эти погодные явления с изменением климата, чем они вызваны и действительно ли в будущем опасных природных феноменов на Урале и в регионах России станет больше – «ФедералПресс» объяснила климатолог, доцент Челябинского государственного университета и кандидат географических наук Екатерина Пестрякова:
«Все почему-то думают, что возникающие засухи связаны с изменением климата, но такие температуры у нас периодически появляются, хотя не через равные промежутки времени. Но такое бывает. Просто я человек пожилой, и помню, как у нас возникали и раньше такие явления. На Урале в 70-х годах стояла засуха, от которой листьев не было на деревьях, а в степной зоне скот сожрал всю растительность. Засухи были еще более страшные в 1930-е годы.
Что в Москве произошло? Представьте себе Северную Америку – это более мелкий материк, чем у нас, по краям окруженный горами. И есть открытый бассейн к Арктике. Там очень часто встречаются влажный тропический воздух с арктическим и умеренным. Из-за чего возникают торнадо, которые появляются при сильном прогреве воздуха и встрече воздушных масс. В Москве как раз стояла сильная антициклональная жара, и пришел резко холодный фронт. Это вызвало тот самый ливень.
Когда приходит холодный воздух, то он очень быстро выталкивает теплый наверх. Это действительно быстро происходит. И вот теплый воздух достигает уровня конденсации, после чего выпадает осадками. Здесь же подъем был почти молниеносный, что вызвало ускоренную конденсацию водяного пара и ливень. Часто от этого происходят грозы.
Вообще, этот год аномален тем, что у нас на Урале с октября держится высокое атмосферное давление. Из-за этого воздух опускается вниз и дождей мало. Поэтому в Челябинске, например, за лето было только 3 или 4 дождя. Причем над городом из-за пыли осадков выпадает процентов на 30 больше, чем вне его. Но все-таки то, что было в Москве – редкий случай.
Климатологи не говорят «глобальное потепление». Мы говорим «изменение климата». Он менялся всегда. И на фоне таких перемен совершенно естественно то, что опасных явлений становится больше.
В последние годы их действительно больше – больше ливней, шквалов и смерчей. А у нас на Урале смерчи были. Не ураганы, а именно смерчи. Например, в 1971 году на границе со Свердловской областью один проходил. Тогда он разрушил спиртзавод в Тюбуке, который позднее восстановили. Такой же смерч был в Троицке, на границе с Казахстаном. Это, конечно, страшное явление.
Гидрометцентр России действительно предсказал, что по мере изменения климата эти опасные погодные явления усиливаться, особенно ливни, жара и морозы. Все говорили, что прошедшая зима якобы будет теплой, а я сразу отметила, что она будет холоднее, чем кажется. Гидрометцентр это тоже определяет по своим методикам.
Разумеется, усиление таких негативных явлений связано с изменениями климата. Он менялся всегда, просто наша жизнь очень коротка, а климатическая система – штука сложная. Но это всегда было.
Вот Гренландия – то оттаивала, то опять замерзала. Сейчас она тает и вместе со льдами растаяли могилы викингов, а значит в прошлом льда там было не так много. Полярная шапка нашего Ледовитого океана тоже менялась. В начале XX века Севморпуть уже в сентябре замерзал, а сейчас он свободно доступен. Климат меняется все время».
Фото:пресс-служба правительства Иркутской области