Вице-премьер РФ Марат Хуснуллин 29 июня заявил о проблеме строительства трассы М12, которая должна пройти от Москвы до Екатеринбурга через Казань и Владимир. Замглавы правительства посетовал на резкое подорожание стройматериалов для дороги и нехватку рабочих для ее прокладки. При этом он заверил, что дорога будет сдана в назначенный срок. Как дефицит рабочих рук и рост цен отразятся на проекте, могут ли они привести к его срыву или заморозке – «ФедералПресс» рассказал замдиректора научно-образовательного центра «Цифровые высокоскоростные транспортные системы» Российского университета транспорта Александр Чекмарев:
«То, что стройматериалы дорожают, это факт. В последние годы все взлетело в цене, особенно сильно подорожали металлы, что автоматически увеличивает всех путепроводов, мостовых и железобетонных конструкций. А о нехватке рабочих рук Марат Шакирзянович давно говорил.
Особенно актуально это в последние год-полтора, когда из-за пандемии большое количество трудовых мигрантов уехало в свои страны. Действительно наблюдается дефицит рабочих в строительной отрасли. Среди граждан России желающих участвовать в стройке не так много, а работа тех людей, которые есть, стоит дороже.
При этом, к сожалению, она не сильно качественнее труда мигрантов. В результате получается, что мы за более крупные средства получаем меньше рабочих ресурсов, что само по себе приводит к нехватке рабочих рук и удорожанию строительства.
И это касается не только трассы М12, это общегосударственная проблема. Сейчас у нас практически на любой стройке, особенно вдали от крупных экономических центров, возникла такая сложность.
Я затрудняюсь сказать, насколько может подорожать проект трассы Москва – Казань и Казань – Екатеринбург из-за появившихся затруднений. Это зависит от конкретного участка, потому что его сложность и количество искусственных сооружений могут по-разному влиять на цену.
Условно говоря, если мы при прокладке вынуждены работать с большим числом мостов и эстакад, то стоимость проекта будет выше, а если там в основном равнинные территории и не так много инженерных объектов, то подорожание будет значительно меньше. Но будет оно в любом случае и строителям надо к этому готовиться.
Сроки строительства этой дороги директивны и были определены президентом, поэтому они по определению не могут сдвигаться. Если только глава государства не примет другого решения. Нужно понимать, что любое затягивание любой стройки делает ее стоимость дороже. Потому что нужно тратиться на консервацию объектов, а стройматериалы, как я уже говорил, пока имеют тенденцию только к удорожанию.
Изменится ли этот тренд в ближайшее время сказать нельзя, пока все говорит об обратном. Поэтому если не купить их сейчас, а через год, то они будут стоить еще выше. Поэтому здесь все будет зависеть от готовности самих строителей осваивать выделяемые деньги, если учитывать, что они предоставляются централизовано.
Если государство находит возможности выделения этих средств сейчас, пусть даже в увеличившемся объеме, то лучше это делать сегодня, потому что предсказать, что там будет через год-полтора никто не возьмется. И ряд ли там получится что-то дешевле, скорее всего придется опять запрашивать дополнительные финансы. При этом возможны еще и сдвиги по срокам строительства, что недопустимо.
Нужно разворачивать стройку на широком фронте работ, учитывая масштаб трассы и ее сложность. Необходимо развернуть стройку сразу на всем протяжении объекта, что требует огромного числа техники, людей и ресурсов. Вопрос здесь в том, смогут ли строители это сделать».
Фото: ФедералПресс / Елена Майорова