Руководитель Центра имени Гамалеи Александр Гинцбург 14 июля заявил, что до 20 сентября в России начнется вакцинация подростков от коронавируса препаратом «Спутник V». Он подчеркнул, что тяжелые формы болезни стали проявляться у детей гораздо чаще. Однако сегодня в некоторых регионах вакцины не хватает даже на взрослых. Насколько актуален вопрос вакцинации детей от COVID, почему вирус стал для них опаснее и как решить эту проблему – «ФедералПресс» рассказал сотрудник Института иммунологии РАМН, доктор биологических наук и экс-заведующий лабораторией особо опасных инфекций центра «Вектор» Александр Чепурнов:
«Вакцинация детей и подростков стала сегодня актуальной, поскольку то, что называется штаммом «дельта» или «индийским штаммом», уже пришло в страну. И даже если в каких-то регионах его не так много, то он все равно в итоге их захватит просто за счет своей биологии. Любой биологический объект, имеющий преимущество в размножении, довольно быстро захватывает окружающие территории.
А этот вирус в результате мутации стал способен к заражению клеток, менее насыщенных рецепторами ACE, которые являются входными воротами в клетку. Дети мало страдали от заболевания как раз потому, что у них относительно небольшое количество этого рецептора. Поэтому же часть людей не заражалась – у них тоже было мало этих рецепторов на клетках, особенно в легочной и респираторной ткани. Сейчас, к сожалению, новые штаммы совершенствуются именно в этом направлении.
Поэтому актуализируется тема защиты детей: они становятся болеющими, и подчас даже тяжело, превращаясь в активных распространителей инфекции. С этим надо что-то делать. Здесь я хочу обратить внимание на пример Израиля, который в вопросе вакцинации ушел далеко вперед России.
Эта страна провакцинировала 80 % населения и считала, что этого хватает. На протяжении месяца они постепенно снимали ограничения, но потом заметили, что у них начали активно заболевать дети. Поэтому они перешли к активной вакцинации всех несовершеннолетних от 12 лет, если я не ошибаюсь. И планируют за месяц в целом всех привить.
Что касается нашей вакцины от центра имени Гамалеи, то мне пока трудно судить, потому как я не видел, что именно они сделали для адаптации своего препарата. Там надо либо дозу уменьшать, либо показать, что существующие дозы подходят для детей. Ну, может быть, один флакон можно не на 5 человек, а на 10-15 делить, получая детскую дозировку. Но в любом случае должны быть проведены какие-то исследования, и я надеюсь, что через какое-то время мы увидим их результаты.
У нашей страны такая богатая история, что абсолютно убежден – мы все сможем преодолеть, если только захотим и не будем «жевать резину». Потому что три месяца, которые мы выбросили на рассусоливание по поводу необходимости вакцинации и по поводу того, что мы 60 % провакцинируем к сентябрю, ничего для этого не предпринимая, это другое отношение. Это отсутствие политической воли.
Абсолютно железно надо было понять, какие вакцины годятся, а какие нет, и сосредоточить финансовый ресурс на нужном препарате. А то мы 4 миллиарда потратили на пустышку, не буду ее называть, но сейчас всем очевидно, что это пустышка. Хотя могли на эти же деньги стремительно закупить новое оборудование и развернуть площади производства. Мы на своих примерах видели, как можно огромные госпитали построить за месяц-другой. Поэтому производство открыть на бывших биофабриках и химических заводах было можно при выделении нужных денег.
У нас руководители разного уровня, особенно специалисты Роспотребнадзора, принимают решение исходя из ситуации. Нам год назад, когда только начинался осенне-зимний погром, руководитель Роспортебнадзора обещал, что больше никаких ограничений и локдаунов не будет. Но пришла ситуация, и деваться некуда.
Поэтому всем процессом будет руководить ситуация. Если дети начнут активно и массово болеть, заполняя больницы, то никто никуда не денется. Объявят новый локдаун и распустят школьников по домам. Мы должны предпринимать все для того, чтобы такого не произошло.
Решать этот вопрос придется, сколько бы противники вакцинации не упирались. Потому что альтернативой тут будет новый тотальный локдаун. Без рассуждений – хотим мы этого или нет».
Фото: Полина Зиновьева / ФедералПресс
Пандемия коронавируса