Европейская комиссия (антимонопольный орган Европейского Союза) предложила ввести трансграничный углеродный налог, который будет распространяться на импорт черных и цветных металлов, цемента и азотных удобрений, обходясь их российским поставщикам минимум в 1,1 млрд евро в год. И есть предположения, что он может ударить по всем без исключения жителям нашей страны. Как такое возможно, проанализировал промышленный эксперт Леонид Хазанов:
«Установление Европейским союзом трансграничного углеродного налога, бесспорно, отразится на россиянах, однако сразу они его действие на себе не почувствуют, процесс его влияния на их жизнь будет постепенным.
Дело в том, что хотя налог должен начать действовать в полную силу с 2035 года, до того предполагается его постепенное введение и увеличение его ставок. Рост же налоговой нагрузки на отечественных производителей стали, алюминия и полуфабрикатов на их основе, цемента, азотных удобрений тоже будет происходить не одномоментно и они будут иметь время для подготовки к нему.
В данной связи они могут пойти тремя путями: либо за имеющееся время обновить свои технологические мощности, либо компенсировать потери от экспорта в Европейский союз за счет повышения цен для потребителей в России, либо расширять поставки в другие страны и регионы.
Однако подъем цен на аммиачную селитру, алюминиевые профили или стальную арматуру для строительства однозначно вызовет резкую критику со стороны их потребителей и правительства, которые и так недовольны существующей сбытовой политикой их производителей. Поэтому задрать цены точно не получится. Сильно увеличить продажи в страны СНГ, Китай или Индию тоже не удастся, там предприятий по выпуску аналогичной продукции хватает.
Тогда остается лишь обновление мощностей. С одной стороны, российские металлургические, химические и цементные компании уже им занимаются, с другой же – для полноценной подготовки к максимальным ставкам трансграничного углеродного налога им потребуются огромные инвестиции, и их финансовых возможностей может не хватить.
В подобных условиях они могут пойти на заморозку индексации зарплаты сотрудников, что автоматически приведет к стабилизации поступлений от них социальных налогов в бюджет, или же попросить деньги у государства в виде займов из Фонда национального благосостояния (ФНБ), кредитов у государственных банков или же субсидий из бюджета.
Все эти варианты будут иметь негативные последствия для россиян на фоне повышения цен на продукты питания, бытовые товары, бензин и жилищно-коммунальных тарифов, ведь средства ФНБ, государственных банков и бюджета можно направить и на не менее важные цели, например, финансирование здравоохранения и образования, повышение пенсий и пособий, а заморозка зарплат может привести к обнищанию рабочих, трудящихся на горячих производствах.
Следовательно, было бы правильно принудить владельцев промышленных компаний потратить на модернизацию их мощностей деньги из многомиллиардных состояний, накопленных за долгие годы, не клянча их у государства. Покупка же новых яхт, вилл и замков может подождать».
Фото: ФедералПресс // Евгений Поторочин