Top.Mail.Ru
Общество
Москва
0

Аферисты перестали выманивать личные данные у жертв: «Там работают прекрасные психологи»

Аферисты выдают себя за представителей Центробанка, не пытаясь получить пароли или коды жертвы
Аферисты выдают себя за представителей Центробанка, не пытаясь получить пароли или коды жертвы

Телефонные аферисты создали еще одну схему обмана россиян, при которой они выдают себя за сотрудников Центробанка. Преступники не пытаются выудить у жертвы сведения о паролях и личных данных, а мягко втираются в доверие вопросами, выдавая себя за заботливых менеджеров банка. Они уверяют, что на человека хочет взять кредит кто-то посторонний и затем задают вопросы про потерянные документы и данные. Затем жертву передают «службе безопасности» и после схожей беседы переадресовывают «представителю ЦБ», который внушает ей мысль взять кредит в банке самостоятельно – якобы это может пресечь оформление кредита неизвестными. В итоге кредитные деньги мошенники под разными предлогами забирают себе. Насколько действенна такая схема обмана, почему преступники работают именно так и как этому противостоять – «ФедералПресс» рассказал специалист по информационной безопасности, представитель компании «Ростелеком-Солар» Олег Седов:

«Самый лучший способ проверить свою кредитную историю – это не доверять никаким звонкам, а сделать запрос в Бюро кредитных историй. У нас дважды в год это можно делать бесплатно. Неплохо бы раз в полгода делать такие запросы и узнавать, не записано ли на вас каких-то кредитов. Это элемент такой киберкультуры, киберфинансовой грамотности. Тогда никакие звонки вас не могут шокировать и убедить, что на вас навесили чужие кредиты.

Нельзя сказать, что эта мошенническая схема с подачей аферистом себя как представителя ЦБ нова. Нет, она существует по схеме, описанной больше ста лет назад. Ничего нового пока не придумали.

В первую очередь потенциальную жертву нужно ошарашить каким-то сообщением, чтобы человек потерял контроль над собой и перестал здраво рассуждать, критично относится к входящей информации. Потом начинается «пинг-понг» – от одного человека к другому. Понятно, что все это делается по сценарию и цель первого в этой цепочке – подцепить жертву, чтобы она не соскочила. А затем передать более тонким психологам, которые будут ее деликатно обрабатывать.

То есть после шокирования нужно втереться к ней в доверие. Объяснить, что «мы не жулики, а друзья, которые пытаются тебе помочь». Точно такой же сценарий применялся, когда люди уезжали куда-то отдыхать на последние деньги, а потом узнавали от якобы туристического бюро, что скоро улетает последний самолет домой. И все: срочно, если вы сейчас не улетите, то останетесь тут голодать – самолетов больше не будет. И тут же предлагается некое уникальное решение: только сейчас и только для тебя, быстрее бронируй, мы тебе поможем.

Здесь то же самое. Можно прикола ради пройти по всему этому маршруту ровно до того момента, когда вас заставляют брать кредит и что-то на себя оформлять. Это все глупости. В ответ на звонок сказать: «Спасибо, я вам сейчас перезвоню. Скажите куда». Если этот телефон не совпадает с номером Банка России, Сбербанка или другого банка, то надо найти в поисковике актуальный номер кредитной организации и позвонить в нее самостоятельно.

То есть нужно проявлять критическое мышление к любому входящему звонку, не терять здравый смысл и не позволять тем, кто рядом с нами, терять здравый смысл. Особенно это касается детей и пожилых граждан.

Схема с шокированием, вхождением в доверие и достижением результата живет уже больше ста лет. Другое дело, что ее техническая реализация и информационное содержание с течением времени меняются. Она адаптируется. Коронавирус нам создал идеальные условия для аферистов, потому что дал массу информации, которой можно шокировать. Любыми фейками можно человека расшатать, вывести из равновесия и дальше по схеме.

Через какое-то время будет другой сценарий. Там работают прекрасные психологи, которые знают ситуацию вплоть до того, какую сумму с вас потребовать для перевода под разными предлогами. Миллионы, понятное дело, никто никому не переведет. А пару тысяч – может быть. Пятьсот рублей – уже несерьезно, могут появиться подозрения.

То есть там работают психологи, которые смотрят на конъюнктуру рынка, на ситуацию в регионе, чтобы понять, какую сумму у жертвы просить. Если только она не дает им доступ к своей карте, откуда вытаскивается все.

Лакомые жертвы для аферистов – это домохозяйки, которые сидят дома с детьми в ожидании мужа с работы. Им не с кем пообщаться, потому что у них дети, телевизор и хлопоты по дому каждый день. Это идеальная ситуация для злоумышленников.

Мошенники очень не любят вопросы. Когда они шокируют своих жертв, те перестают задавать правильные вопросы. И здесь нам интересны даже правильные или неправильные ответы, а просто реакция на сам вопрос.

Неплохо просто спросить: «В каком банке на меня сейчас оформляется кредит?». Услышать ответ, а затем пообещать, что вы сами в это отделение сейчас пойдете для разбирательств. Вот какова будет их реакция? Зачем им человек, который пойдет с вопросами в банк? То есть нам интересен не вопрос, а сама реакция.

Иногда они могут послать вас в другое отделение, сославшись на то, что там лучше сервис, качественнее работает служба безопасности, и вас там ждут. А пока вы будете туда идти, они снова вам позвонят и опять вас напугают – там все закрывается, кредит почти оформлен, срочно переводите деньги. То есть вы можете никуда даже не ходить, все будет понятно из их реакции».

Фото: pxhere.com.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.