После выборов депутатов Государственной думы у ряда политических партий встанет вопрос «дележа наследства». Речь идет о КПРФ и ЛДПР. Кроме того, эти политические партии могут растерять свой электорат, на смену им придет молодое поколение политиков. Об этом на круглом столе «Фонда развития гражданского общества» рассказал политолог, бывший заместитель начальника Управления внутренней политики Администрации президента РФ Алексей Чеснаков.
«Мы теперь живем в реальности, в которой дистанционное электронное голосование будет увеличивать свое присутствие в разных регионах. Мне кажется, на выборах президента в 2024 году и на парламентских выборах 2026 года, если они состоятся в срок, то, конечно, «дистанционка» будет играть огромнейшую роль. Скорее всего многодневное голосование вполне возможно будет как и в других странах. Вы знаете, в Индии голосуют 47 дней, в США – почти месяц продолжается голосование на президентских выборах. Сегодня это становится новой практикой. По большому счету мы находимся в новой для себя ситуации и анализируем, исходя из старых представлений, но уже с новыми фактами.
Что касается некоторых прогнозов. Мне хотелось бы дать оценки и прогнозы, которые касаются новой Госдумы. Первое – опасная репрезентативная девиация уходит в прошлое. Понятно, что выборы 2016 года проходили на большом подъеме после «Крымской весны». Огромный результат с конституционным большинством «Единой России» был обеспечен не только и не столько усилиями самой партии, хотя она тоже играла роль, сколько теми обстоятельствами и той ролью, которую сыграл Владимир Путин при решении крымского вопроса. Мы возвращаемся к нормальным показателям и это будет способствовать ликвидации перекосов в репрезентациях, презентациях, которые существовали в это время.
Второй момент, который мне хотелось бы отметить – парламентская система готовится к новой перетряске. Выборы 2026 года пройдут в совершенно иных обстоятельствах и, возможно, иных институциональных и структурных правилах. Я думаю, что к этому нужно быть готовым и партии начнут готовиться на следующий день после завершения кампании.
Третье – нужно готовиться к печальным политическим ритуалам. КПРФ и ЛДПР превращаются в слабые звенья системы, на мой взгляд. Вопрос дележа наследства – возможно, вопрос не ближайшего будущего. Время уже берет свое и важно будет решать в 2022-2023 году, что же делать с этими двумя политическими мастодонтами. Я имею в виду не только персоналии, но и политические партии.
Четвертый пункт – аутсайдеры могут стать заметными игроками. Они должны будут бороться за электорат ЛДПР и КПРФ, которые явно будут оказываться во фрустрированном состоянии в случае ухода Жириновского и Зюганова.
Пятое – придет новое политическое поколение со своим языком, мыслями и планами. Дебаты в этом году были неинтересными, потому что многие политические стейкхолдеры и представители партий, которые в них участвовали, оказывались атавизмами прошлой эпохи, эпохи 1993 года. Сегодня мы живем в эпохе Конституции 2020 года. Я думаю, новое поколение политических лидеров, элита, которое за последнее время начала формироваться в разных проектах, вроде «Лидеров России», будет не просто выталкивать, а выбрасывать на помойку многих тех, кто сегодня представлял себя в качестве выдающихся политических партий»
Фото:duma.gov.ru