Вице-спикер заксобра Приангарья Кузьма Алдаров отказался от мандата депутата ГД. Место в думе нового созыва досталось ему в результате выборов по партийным спискам. Ситуация, когда лидеры списка идут «локомотивами» и потом передают кресло в Охотном ряду, не уникальная. Однако в Иркутске она возведена в куб. Кузьма Алдаров – третий иркутянин, отказавшийся представлять регион в нижней палате парламента. В итоге кресло депутата ГД достается москвичке Марии Васильковой, которая занимала лишь четвертое место в списке и теоретически шансов на победу не имела. Почему областные политики наперебой уступали место даме? Экспертным мнением с «ФедералПресс» поделился политолог Сергей Шмидт:
«Не стоит забывать, что сам «институт паровозов» – систему, когда партийный список возглавляют известные лица, которые вовсе не собираются идти в думу, известен еще с 90-х. Это могут быть артисты, спортсмены, политики, врачи. Неважно. Главное – наличие личного авторитета. Так что в этом плане ничего нового в Иркутской области на этих выборах не произошло. Я не думаю, что хоть один человек в здравом уме был уверен, что губернатор Кобзев или знаменитый хирург Козлов пойдут в Госдуму. Напомню, что в 2016 году на тот момент губернатор Приангарья Сергей Левченко возглавил список КПРФ. Правда, справедливости ради, замечу, что он еще на старте кампании сказал, что в думу не пойдет. Негодования или потери рейтингов коммунистов это не вызвало. Это воспринималось как элемент политической игры, с правилами которой все согласны.
Сейчас в Иркутской области несколько более сложный случай. Изначально было понятно, что в регионе ЕР может рассчитывать на один мандат по партийным спискам максимум. Следовательно, на него будет очередь. Если с Кобзевым и Козловым иллюзий никто не испытывал, то Кузьма Алдаров – это реальный региональный политик. И, отдавая свой голос за ЕР, многие реально видели его в Госдуме. И его отказ от мандата воспринимается поэтому гораздо болезненнее. Учитывая, что в областном парламенте Кузьма Романович представляет национальную территорию со своим менталитетом. И вот, известный областной политик отдает свое место неизвестной Марии Васильковой. Кто-то почувствует себя обманутым. Я думаю, политтехнологи ЕР ошиблись изначально, когда формировали партийный список. И расположи они фамилии по-другому, например, Василькова – третья, Алдаров – четвертый, а не наоборот, напряжения в регионе удалось бы избежать.
Что касается потерь и приобретений. Кузьма Алдаров неизбежно понесет репутационные потери. Ему будет сложно объяснить избирателям: почему он отдал свою победу малоизвестной женщине из Москвы. Не Матвиенко, не даже Терешковой, а Васильковой, которую никто не знает. Можно нивелировать это только работой в заксобрании региона на благо избирателей. Что же касается Марии Васильковой. Есть такое явление, я его называю «синдром неокончательной легитимности». Это тот случай, когда избранное лицо понимает, что его избрание не 100 % легитимно, и своей работой на новом посту пытается доказать избирателям полезность. Надеюсь, это тот случай. Возможно, получим и еще один неожиданный эффект: однозначно перед передачей мандата Алдаров – Василькова шел торг с Москвой. И кто знает, какие преференции для области выторговал Кузьма Алдаров, давая согласие пропустить даму вперед».
Фото: irkobl.ru