Власти Екатеринбурга ищут спонсоров для проведения лотереи среди тех, кто согласится вакцинироваться от коронавируса. Подобные розыгрыши уже проводились в Москве, тогда благодаря этому удалось повысить процент привитых. О том, почему людям приходится предлагать какие-то блага, чтобы они поставили укол, «ФедералПресс» рассказал член международного сообщества политических психологов, заведующий кафедрой Челябинского госуниверситета Василий Зорин:
«Я бы выделил группу факторов. Первая связана с общечеловеческой составляющей – консерватизм, боязнь нового и нежелание чувствовать себя объектом эксперимента. У людей есть убеждение, что вакцина разработана впопыхах, что она недостаточно надежна и их используют как подопытных. Ощущение этого вызывает тревогу. И это не только в России, но и в других странах есть недоверие к вакцине.
Вторая группа фактора уже чисто российская. Между властью и обществом недоверие возникло давно. И вакцинация – одна из немногих площадок, где это проявляется. Низкие темпы вакцинации говорят о недоверии. В этих условиях власть пытается создать дополнительные стимулы. У нее есть два варианта: запугивать или покупать. Запугивать, например, через работодателей – санкции. Покупать – устраивать лотереи, предлагать льготы. Думаю, что от этого темпы будут нарастать, но не так быстро, как хотела бы власть.
Пока можно сказать, что из вилки «запугивать или покупать» власть предпочитает запугивать. Каких-то реально действенных мер по стимулированию, мягкой силы нет. Та же PR-кампания вакцинации построена на чувстве страха. А это проблема, в том числе, юридическая. Приказы можно издавать разные, но какой работодатель решится увольнять сотрудника за отказ от прививки? Юридической базы для этого нет.
А вот задуматься о том, как подействовать на людей через «пряники» – таких намерений со стороны регионов, страны, муниципалитетов не вижу. Они исходят из того, что людям это надо самим, глупо давать бонусы за то, что они сами спасают свои жизни. Но проблема в том, что люди по другому смотрят на ситуацию.
Сложно дать точный прогноз по времени, когда люди привыкнут к вакцине. По ощущениям мы не находимся даже на половине пути. Сейчас сказать, что вакцина – фантом, она не настоящая, я не хочу вакцинироваться, абсолютно нормально. Человек не испытывает внутреннего дискомфорта, когда декларирует такую антиваксерскую позицию. После того, как ситуация изменится и станет неприемлемо говорить, что вакцинироваться не нужно – тогда темпы вакцинации могут ускориться. На мой взгляд, пока антиваксерская позиция обладает нормативностью. А это означает, что путь достаточно долгий».
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева
Пандемия коронавируса