Аналитики компании HeadHunter пришли к выводу, что жители России фактически проигнорировали распоряжения властей о введении нерабочих дней. По данным сервиса, 91 % россиян заявили о том, что продолжали работать после их объявления. Действительно ли указ о нерабочих днях был массово саботирован, повлиял ли он на экономику и стоит ли ждать его повторения, «ФедералПресс» рассказал кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Института прикладных экономических исследований РАНХиГС и профессор кафедры фондового рынка НИУ ВШЭ Александр Абрамов:
«Мне кажется, что массовое игнорирование указа о нерабочих днях связано с восприятием людьми вопросов, на которые они отвечали. Как понять смысл выражения «не работали»? Многие на удаленке сидели, трудясь из дома. Кто-то выполнял работу по сокращенному графику. Совершенно точно не работали кафе и рестораны, клубы, многие непродовольственные магазины. Это все стояло.
Человек, который числится сотрудником магазина, наверное, что-то фактически делал: перекладывал бумаги, убирался, пересчитывал количество товара, проводил ревизию. И вот такой человек отвечал на вопрос «да, я работал», просто из опасения признать себя изгоем без работы. То есть это, скорее, фактор людской психологии.
Ведь почти вся сфера торговли и быта, кроме продуктовых магазинов, не работала. А это же существенный процент занятости, особенно в регионах. Люди просто не хотят говорить «я на несколько дней стал безработным». Так что говорить о саботаже указа, на мой взгляд, нельзя.
Люди просто не хотели признавать себя отщепенцами, признавать, что они выпали из производственного процесса на период нерабочих дней. Фактически закрылись многие заведения, и это было видно.
Нерабочие дни, несомненно, повлияли на экономику, потому что простаивала в основном сфера услуг. Может, этот эффект был не таким заметным, потому что все привыкли, что сфера услуг в России всегда страдает сильнее прочих, но для малого-среднего бизнеса и его занятости нерабочие дни стали весьма болезненными. Прямой вклад этих секторов в экономику России снизился.
От нерабочих дней пострадали также и муниципальные бюджеты. Но тут надо понимать, что у нас растут доли трансферов из федерального бюджета. Казна пытается субсидировать бюджеты территорий. У федерального бюджета большие избыточные средства в виде Фонда национального благосостояния. Естественно, эти средства стараются как-то отчасти распределить между регионами.
Все ждут сейчас новогодних праздников, особенно власти, чтобы постараться аккуратно совместить торжества с карантинными мерами. Ведь для нерабочих дней должен быть какой-то повод. Очевидно, что федеральная власть не очень хочет быть инициатором таких шагов.
Потому что они влияют не столько на экономику, сколько на сознание населения. Закрытие людей дома на карантин, ограничение доступа к магазинам, кафе и развлечениям – это болезненно прежде всего социально. Поэтому никто не хочет брать на себя эту ответственность.
Я думаю, что новогодние праздники как-то попытаются соединить с ограничениями. Потому что статистика по заболеваниям спадает, но медленно. Жестких мер, как в начале пандемии, когда людей не пускали из дома дальше продуктового магазина, не будет. Но косвенным образом попытаются граждан удержать дома, затрудняя им выезд на курорты или куда-то еще.
Если это не сработает, то будет надежда на QR-коды. Потому что через них можно мягко ограничить доступ людей к тем или иным объектам: транспорту, общепиту, салонам красоты и прочему. Мера тоже неприятная, но наиболее реалистичная».
Фото: Полина Зиновьева / ФедералПресс
Пандемия коронавируса