Top.Mail.Ru
Общество
  1. Общество
Общество
Свердловская область
0

Правозащитник о ложных ценниках в магазинах: «Это прямое нарушение прав покупателей»

Магазин
Многие закрывают глаза на несоответствие стоимости товара в ценнике и на кассе из-за лени или правовой неграмотности

С началом кризиса в российской экономике, вызванного санкциями, россияне все чаще жалуются на то, что ценники в магазинах не соответствуют суммам, которые требуют за покупку товара на кассе. Некоторые магазины и вовсе вывешивают предупреждения о возможном несоответствии стоимости товара на ценнике и на кассе – посетителям предлагают уточнять информацию у сотрудников. Законны ли такие уведомления и может ли покупатель приобрести подорожавший товар по цене, которую он увидел на прилавке – «ФедералПресс» рассказал Председатель Общества защиты прав потребителей Свердловской области Александр Мильчаков:

«Практика вывешивания ценников, где указано, что цена может меняться или ее нужно уточнять у продавца, незаконна. Если только речь идет не об электронных ценниках. Там все в рамках правового поля. Законом установлено, что продавец должен доводить до потребителя полную и достоверную информацию о товаре, в том числе его стоимость. Она должна быть четко зафиксирована.

Но, опять-таки, к электронному формату это не относится. Если в магазине вместо цифр был размещен QR-код, при наведении на который вам высвечивается стоимость на сайте, то тут нарушений нет. Не у всех есть возможность зайти со смартфона на сайт, так что это тоже может нарушать права граждан. Но по закону электронные квитанции приравнены к бумажным и считаются надлежащими.

Часто бывают случаи, когда человек берет товар, приходит на кассу и выясняет, что он стоит дороже. Это прямое нарушение прав покупателей, так как товар должен иметь четко зафиксированную цену. Конечно, в случае расхождения стоимости товара покупатель имеет полное право купить его по тем расценкам, которые приведены на прилавке. Это обеспечивается законом. Если цена на товар внезапно выросла или как-то изменилась, то все издержки несет продавец. Он возмещает разницу между стоимостью на кассе и на ценнике.

Электронные ценники, по решению Роспотребнадзора, имеют право на жизнь, но главное, чтобы каждый потребитель мог ознакомиться со стоимостью товара. Если узнать цену можно только со смартфона, то это ненадлежащий метод. А если в магазине есть какой-то терминал, куда можно вбить название товара или его код, то это приемлемо. Многие граждане, сталкиваясь с несоответствием цен на кассе, закрывают на это глаза. На мой взгляд, тут возникают несколько причин. Во-первых, это низкая правовая грамотность, хотя мы стараемся ее увеличивать в сфере защиты прав потребителей. Во-вторых, незначительные суммы переплат. Поэтому человеку может быть просто лень выяснять отношения.

Ценовые нарушения всегда имели место, но с конца февраля жалобы на них и на магазины участились. Люди возмущались тем, что цена на определенные товары увеличивалась продавцами в одностороннем порядке. Но, как я понимаю, это было связано с нестабильным курсом рубля. Купленные за валюту товары продавцы просто поднимали в цене по стоимости доллара или евро. Либо еще как-то спекулировали на курсах валют.

В этом уже должен разбираться Роспотребнадзор. К нам чаще всего обращались из-за несоответствия цен на бытовую технику и электронику – того, что покупается за валюту и растет в цене в первую очередь».

Фото: ФедералПресс / Ольга Юшкова

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.
Версия для печати