Top.Mail.Ru
Общество
Москва
0

Эксперт об отпуске сотрудников: «Не загружайте людей перед отдыхом»

отдых
Людям нужен правильный психологический настрой

Любой человек в нашей стране имеет право на заслуженный отпуск. Однако далеко не все работодатели знают, как правильно готовить к нему сотрудников, чтобы их деятельность была эффективной после отдыха. О том, как правильно работник должен настроиться на предстоящий отпуск и как руководитель может повысить эффективность его труда, «ФедералПресс» рассказала Елена Хлевная, основатель EiLab, компании-разработчика цифровой платформы WAY2WEI:

«Чтобы отдых был более полезным и качественным, в это время следует абстрагироваться от задач, связанных с работой. Если в дни отпуска человек постоянно находится в заботах о работе, это может стать препятствием для полноценного отдыха. В таком случае сотрудник не расслабляется и возвращается в рабочий режим с еще более напряженной и расшатанной нервной системой.

Как же психологически настроить себя на отпуск? Первое, на что следует обратить внимание, – завершить все рабочие задачи до начала выходных дней. То же самое касается всех задач и процессов, которые можно закрыть до начала отпуска. Не нужно загружать себя новыми проектами, а часть работы можно, например, делегировать коллегам.

Непосредственно психологическая подготовка предполагает освобождение нервной системы и мозга человека от навязчивых переживаний о том, что может произойти в период его отсутствия.

С приближением отпуска, особенно за две недели, человек, даже очень увлеченный работой, начинает перестраиваться – безусловно, из-за усталости. Изменения происходят на биологическом уровне и прежде всего затрагивают мозг и нервную систему сотрудника.

Человек погружается в мысли о том, как и где он будет проводить дни отпуска, чем будет заниматься. Все это может отразиться на эффективности его работы. Задача руководителя в таком случае – сделать так, чтобы сотрудник ментально оставался в рабочем режиме до установленного срока.

Как же сохранить мотивацию сотрудника? Самая лучшая мотивация – личная заинтересованность и вовлеченность работника. Работодатель, в свою очередь, может поддерживать этот энтузиазм. Конечно же, какого-то универсального решения нет – нужна постоянная профилактика и участие самого руководителя, который будет создавать и поддерживать корпоративную среду, воодушевляющую сотрудников на продуктивную работу. Это атмосфера вовлеченности, интереса и персональной ответственности сотрудников за результаты своей работы. Конечно, высока роль и материальной мотивации. В таких условиях работники будут заинтересованы в том, чтобы закрыть все задачи на этапе подготовки к отпуску.

Руководитель, знающий, что сотрудник через две недели отправляется в отпуск, должен давать более краткосрочные поручения, которые работник будет реально способен выполнить до отпуска.

Важно учитывать, чтобы поручение не затрагивало время, рассчитанное на период отпуска. Поскольку, если работник ответственный, он не сможет полноценно отдохнуть, постоянно думая о том, какой результат получится. И наоборот – сотрудник и не вспомнит того, что делал до отпуска, если он безответственно относится к работе. Это иллюстрирует неэффективное распределение ресурсов. Необходимо осознанно подходить к выполнению задач. Хорошо, если в корпоративной среде существует коллективная вовлеченность, чтобы коллеги могли быстро переключиться на выполнение задач в случае, если у работника нет возможности закончить рабочий этап.

Личный интерес сотрудника – это ценная эмоция, которая гарантирует высокую мотивированность как в период работы, так и в нерабочее время. Сотрудник, увлеченный задачей, которую он решает, будет более продуктивен в ее выполнении. Менее полезная эмоция, тревога, тоже помогает настроиться на рабочий лад, хотя и в краткосрочной перспективе и с более негативными последствиями для самого работника. В короткий период времени такая эмоция позволяет лучше настроиться на работу, сосредоточиться, осознать ответственность за результаты деятельности и приложить больше усилий к эффективному исполнению обязанностей. С другой стороны, человек, который долго пребывает в тревожном состоянии, становится склонен к нервным срывам, стрессам.

Интересно, что даже такие эмоции, как грусть и печаль, могут быть полезны при решении аналитических и других задач, требующих максимального внимания и сосредоточенности сотрудника.

Важное условие при этом – чтобы эмоции работника были направлены именно на выполнение работы, а не на размышления о событиях, которые ему предстоит пережить в отпуске. Если сотрудник озадачен исключительно планированием отпуска, руководителю следует перенаправить эти эмоции в рабочую деятельность.

Как направить такие эмоции в более продуктивное русло? Несомненно, этот процесс требует индивидуального подхода к каждому. Работодатель знает о ценностях, принципах и приоритетах своих сотрудников. Основываясь на этом, он сам формирует мотивацию своих подопечных, подбирая наиболее эффективный метод для каждого. Важно принимать во внимание и общие рекомендации: регулярное взаимодействие с коллегами, обсуждение результатов всех краткосрочных задач, в том числе ежедневных, еженедельных достижений и поощрение – важные факторы продуктивной деятельности сотрудников.

Это принципы, которыми руководителю не следует пренебрегать, особенно в период, когда многие сотрудники находятся в отпуске».

Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.