Роспотребнадзор в пятницу отменил на всей территории России ограничения, связанные с COVID-19. Ведомство сообщило, что в последние четыре месяца в стране наметилась тенденция к снижению показателей заболеваемости во всех возрастных группах, а 93 % заболевших переносят коронавирус в легкой форме или бессимптомно. Вирусолог Анатолий Альтштейн рассказал «ФедералПресс» о том, какие ограничения лучше все же соблюдать добровольно, и когда эпидемия в России окажется «близка к нулю».
«Число заболеваний коронавирусом в России сильно снизилось, летальность тоже невысокая. Хотя надо сказать, что снизилось не настолько сильно, как показывают официальные цифры. Но сейчас заболевание вызывается штаммом «Омикрон», оно не такое тяжелое, и много случаев проходит мимо диагностики. Особенно если судить по летальности: у нас где-то 50-60 человек в день умирает, что соответствует 5-6 тысячам заболевших в сутки. Это более правильные цифры (официально же у нас только 3 тысячи заболевших).
Я против такого решения Роспотребнадзора не возражаю, надо было только четко сказать – и они должны были подчеркнуть это – что нужно продолжать вакцинацию. Потому что и сейчас возможно заражение, особенно пожилых людей или хронических больных, и возможен подъем заболеваемости, пусть он не будет таким значительным, как это ранее. Такой подъем сейчас наблюдается в Западной Европе, в Северной и Южной Америке. Но повышение заболеваемости в последние месяцы (речь идет о десятках тысяч людей по всему миру) – не такое уж страшное, поскольку связано с вариантами «Омикрона».
Он очень заразный, более заразный, чем предыдущие варианты, но отличается меньшей летальностью – намного меньшей, чем у исходного вируса при эпидемии. Поэтому болезнь чаще всего протекает легче, и не должна вызывать каких-то особых опасений. К сожалению, штамм «Омикрон» несколько более устойчив к действию вакцин, и все равно они защищают человека от тяжелого течения инфекции. Сам механизм действия при этом не менялся – это тот же самый коронавирус, просто отличается по некоторым антигенным и биологическим свойствам. И здесь соблюдается известная динамика.
В других странах сейчас эпидемиологические меры тоже или официально отменяются, или же соблюдаются незначительно. Нельзя сказать, чтобы мы как-то опережали в этом остальной мир. Кстати, в последнее время у нас эти меры практически не соблюдались. Ничего внезапно не закончилось, вирус есть по-прежнему, только он постепенно ослабевает. Превращение его в сезонную, ослабленную форму вируса требует времени и может занять годы. Два года уже прошло, и вирус явно ослабел в плане патогенности. Думаю, что к концу года эпидемия будет близка к нулю.
Но пока она еще продолжается, в день в мире заболевают 700-800 тысяч человек, что гораздо больше, чем в начале пандемии. Так что остается шанс заболеть, и, возможно, даже тяжело. Поэтому я бы посоветовал людям вакцинироваться, пользоваться масками в общественных местах и поменьше бывать там, где собираются скопления людей».
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин
Пандемия коронавируса