Обострение ситуации на границе Сербии и Косово снова заставило задуматься, насколько хрупок современный миропорядок. Член ассоциации историков Союзного государства, эксперт РВИО Александр Макушин в беседе с «ФедералПресс» рассказал об исторических параллелях между событиями вековой давности и тем, что происходит сейчас:
«То, что сейчас происходит, как достаточно бездумно и легко играют сложными проблемами, очень живо напоминает эту эйфорию перед Первой мировой войной. Всем странам-участникам казалось, что они к Рождеству (концу 1914 года) закончат войну, решат все свои проблемы и вернутся к привычной жизни. То, что сейчас происходит в отношении Тайваня, вся эта чехарда с визитом Ненси Пелоси: то она летит, то она не летит, то она будет лететь тайно, то будет приземляться под видом аварии самолета… Вы знаете, это вызывает у меня очень нехорошие ассоциации. Нынешнее поколение лидеров не осознает, к большому сожалению, за исключением трех глобальных лидеров (я говорю о Си Цзиньпине, о руководителе Индии и в первую очередь о Владимире Владимировиче), всю шаткость и бренность этого состояния, упорно сталкивая весь мир в пучину конфликта.
Вы понимаете, что произошло 1 августа, этот кризис вокруг Сербии, вокруг Косово? Это практически те же места, откуда начиналась Первая Мировая. Прошло чуть больше века, и мы снова скатываемся в глобальную мясорубку, и у мировых лидеров нет понимания того, как из этого выходить, и в этом есть очень большая проблема. Когда нам говорят, что оружие массового поражения является сдерживающим фактором… Знаете, а ведь и тогда было оружие массового поражения. Крупнокалиберная артиллерия, развитие скорострельных систем, пулеметов – это, можно сказать, ноу-хау того времени. Поэтому можно сказать, что мы живем в повторении той же ситуации. Географически это сместилось, хотя возможный центр, один из спусковых крючков, триггеров будущего конфликта – также Балканы, ситуация очень похожа.
Более того, прямая аналогия – Китай активно развивает флот. И ведь именно начало большой танкостроительной программы Германии послужило тем спусковым крючком, который заставил Британскую Империю среагировать. Понятно, что не борьба за свободу балканских народов была причиной Первой Мировой. Причиной той войны было опасение Британской Империи потерять господство на море. То же самое сейчас с США: это дряхлеющая колониальная империя, мир должен перейти [в новое состояние] и измениться. Я очень надеюсь, что это не полная калька событий, и главы что Китайской Народной Республики, что нашей страны, достаточно ответственны. Но ситуация очень и очень тревожная, и именно прямые аналогии – и дата, и ситуация очень похожи.
Мир полон символов, я вижу, что во главе нашей страны человек, который разительно отличается от Николая II, понимает реалии политики, и во главе Китая ответственный лидер. Но проблема в том, что во главе Соединенных Штатов этого лидера нет, и тот американский истеблишмент, который раньше достаточно хорошо решал свои проблемы, сейчас их решать не может. И все эти внутренние противоречия выплескиваются (мы видим это снаружи, никогда раньше до этого не доходило!) – это внушает очень сильные опасения.
Надеюсь, в этот раз нам удастся разрешить эти противоречия без серьезного конфликта, обойтись серией локальных спецопераций, переговоров. Я уже вижу заявление Байдена о том, что он готов рассматривать с Россией вопросы контроля за вооружениями. Если раньше, год назад, американцы [это] отвергали, то сейчас они готовы уже разговаривать с нами. Это внушает серьезные надежды на то, что на этот раз мы избежим такого развития событий».
Фото: РИА Новости / Гавро Дешич