Любому взрослому человеку хотя бы раз в жизни приходилось проходить собеседование при приеме на работу, и любой знает, насколько оно порой бывает волнительно. О том, на какие вещи обращает внимание кадровик при собеседовании с потенциальным сотрудником, «ФедералПресс» рассказала Елена Хлевная, основатель EiLab – компании-разработчика цифровой платформы WAY2WEI:
«В первую очередь стоит обратить внимание на то, насколько искренне кандидат говорит. Насколько честен потенциальный сотрудник в ответах на те вопросы, которые ему задают. Достаточно распространенная ситуация, когда человек показывает на собеседовании не то, что есть на самом деле, а то, что от него хотят услышать. Грамотный и опытный HR сможет отличить социально ожидаемые ответы и реальную ситуацию. Очень часто встречающаяся ошибка во время собеседовании, когда HR воспринимает за «чистую монету» то, что кандидат говорит. Очень часто, когда человека привлекает должность, он хочет казаться лучше, чем есть на самом деле. Люди, обладающие высокой эмпатией, интуитивно чувствуют, что бы HR хотел от них услышать, и именно это и озвучивают на собеседовании. HR должен обладать высокими эмоционально-интеллектуальными способностями, развитой эмпатией, навыками различать эмоции и оттенки эмоций.
Любой диалог становится эффективным, когда создается атмосфера доверия и интереса к собеседнику: к его задачам, целям, проблемам. Если HR хочет раскрыть потенциал сотрудника и получить честные ответы от кандидата, важно эйчару самому испытывать искренние доверие и интерес и вызывать эти эмоции у собеседника.
Некоторые психологи относят эти эмоции к базовым. То есть к тем эмоциям, с которыми ребенок рождается. Как доверие, так и интерес помогают достигать успеха как в переговорах, так и в любой другой деятельности.
У кандидата во время собеседования обязательно возникает состояние тревоги, потому что человек оказывается в новой стрессовой ситуации. Если HR создает и сам регулирует эмоциональную среду доверия и интереса, то повышаются шансы настроить продуктивный диалог с соискателем.
Если же сам HR в эмоциях злости, печали, раздражении, досады, то вряд ли удастся сразу расположить к себе кандидата на должность. Эйчар должен себя перед общением настроить на эмоции доверия и интереса. Но для этого сам эйчар должен обладать высоким эмоциональным интеллектом (ЭИ). Он должен очень хорошо распознавать эмоции – свои и других людей, осознавать свои эмоциональные состояния, уметь регулировать эти состояния, понимать причины возникновения эмоций, а также применять весь эмоциональный спектр для решения конкретных задач. А одна из основных целей HR – раскрыть сотрудника на собеседовании – его лучшие качества, помочь кандидату проявиться. А также увидеть негативные проявления у потенциального сотрудника за небольшой промежуток времени на собеседовании.
Эйчар может вначале немного поговорить на какие-то безопасные темы, не станет сразу «в лоб» задавать вопросы, которые могут смутить и ввести в растерянность и так тревожащегося сотрудника. HR постепенно будет в диалоге продвигаться к более сложным вопросам и моментам собеседования. Во время общения важно узнать не только профессиональные качества кандидата, но и то, сработается ли человек с новым коллективом. Мы знаем много случаев, когда высококлассный специалист и профессионал не может сработаться ни в одном коллективе. Или человек претендует на руководящую должность, но не может найти общего языка с сотрудниками. Поэтому одна из важнейших задач эйчара – выявить «токсичных» людей.
Профессиональные знания можно понять по резюме, по предыдущему опыту работы. А если HR не выявит нюансы и особенности общения человека с другими людьми, это может стоить дорого компании. Это затраты на поиск, на адаптацию сотрудника, на его замену.
На собеседованиях не стоит задавать вопросов, которые нарушают личные границы кандидата, если они не относятся к профессиональной деятельности. Если вы понимаете по эмоциональной реакции кандидата, что сейчас нарушаются его границы и ему тяжело отвечать на вопрос, лучше перевести фокус внимания на другую тему. Конечно, нужно учитывать, насколько затронутая тема значима для должности, на которую претендует человек».
Фото: freepik.com