Заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Чернышенко поручил до конца 2022 года представить в кабинет министров перечень решений по снятию барьеров, которые сдерживают широкомасштабное внедрение искусственного интеллекта в отрасли экономики. Главный экономист Института фондового рынка и управления (ИФРУ), кандидат экономических наук Михаил Беляев рассказал «ФедералПресс», какие барьеры сдерживают применение искусственного интеллекта в экономике и как ИИ способен изменить экономическую жизнь страны:
«Искусственный интеллект – это та база, на которой будет основываться экономическое развитие и вообще социально-экономическая жизнь в ближайшем будущем. Искусственный интеллект – это то, что в основном применяется в области управления производством, выработки профессиональных решений по поводу управления, сбора информации в самом широком смысле слова, анализа и выдачи решений, которые должны приниматься в управлении экономикой, экономическими процессами, причем как в формате экономики в целом (макроэкономическими процессами) так и отдельными предприятиями. Это то, что позволит повысить эффективность, рационализировать производство и экономику в целом.
Для профессионалов это вопрос не обсуждаемый. Это основа основ, никогда не рано начать этим заниматься, и процесс идет полным ходом. Что касается барьеров – судя по всему, есть какое-то административное регулирование, которое вынуждает действовать в каких-то регламентных юридических и правовых рамках, которые не то чтобы препятствуют, но не стимулируют создание искусственного интеллекта в этих отраслях. То, что применяется в рамках прежних правил, может применяться в экономике и управлении предприятиями.
Это касается абсолютно всех отраслей: и торговли, и производства, и доставки, и транспорта. Есть такое понятие, как «Смарт-контракты» – «умные контракты», которые представляют собой цифровые двойники предприятий, в которых описываются все процессы этого предприятия. Если говорить упрощенно, искусственный интеллект сам вырабатывает программу дальнейшего развития предприятия, сам ищет поставщиков по лучшим ценам и лучшим условиям, сам ищет рынки сбыта. Это все искусственный интеллект. Это все уже есть, это не фантастика, и на многих передовых предприятиях уже применяется.
ИИ позволяет даже сориентировать программу развития предприятия. Например, он может имитационно «прогнать» эту программу развития на цифровой модели, посмотреть, что получится в итоге, и принять решение – годится или нет. Таким образом, я в виде точечных примеров пытаюсь показать, как это выглядит и почему это не фантастика».
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева