Глава комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников заявил, что единого мнения по поводу признания криптовалюты объектом гражданского права до сих пор нет, поэтому нет и соответствующих законопроектов. Главный экономист Института фондового рынка и управления (ИФРУ), кандидат экономических наук Михаил Беляев рассказал «ФедералПресс» о том, что между Центральным банком и Министерством финансов есть значительные разногласия на тему использования криптовалют.
«Относительно криптовалюты есть две радикально отличающиеся точки зрения – точка зрения Центробанка и Министерства финансов. Позиция ЦБ, на мой взгляд, правильная. Несмотря на то, что во всех остальных позициях я могу относиться к ЦБ критически, по поводу криптовалюты он занимает совершенно профессиональную позицию: он считает, что криптовалюту ни в коем случае нельзя признавать законным платежным средством и использовать в качестве платежного и расчетного центра внутри страны, потому что это прямым образом подрывает монополию на эмиссию, то есть право Центрального банка единолично эмиссировать национальную валюту и регулировать денежный оборот.
Как только мы придаем криптовалюте статус законного платежного средства, мы сразу вторгаемся в целостность денежного оборота, что ведет к его расстройству. А расстройство денежного оборота и денежного обращения – следующий шаг к расстройству управляемости экономики. Это понимают далеко не все, и прежде всего этого не понимают в Минфине. Минфин считает, что достаточно уплатить налог, признать криптовалюту объектом налога из-за того, что вы ее добыли и получили какой-то доход (например, купили по низкому курсу и продали по более высокому), и этого достаточно. Если криптовалюта будет признана просто объектом, как ценные бумаги, это может быть актуально. Главное – чтобы она не признавалась законным платежным средством внутри нашей страны.
Пока прийти к единому мнению не получается, потому что существуют разногласия относительно так называемого майнинга – процесса добычи криптовалюты. Минфин хочет урегулировать эту сферу и считает, например, что если ты заплатил за электроэнергию и налог на полученную прибыль, то все нормально. Эти два ведомства не могут найти между собой консенсус.
Какая есть еще разница в криптовалютах, что еще нужно отчетливо понимать? Криптовалюты вроде биткоина, эфириума и прочих, которые выпускаются непонятно каким сообществом, держатся исключительно на взаимном доверии определенной группы лиц, это так называемые «фиатные» деньги. Некоторые считают, что этого достаточно для того, чтобы считать их криптовалютами. И совершенно другое дело то, когда ЦБ говорит, например, о «цифровом рубле». Формально это тоже криптовалюта, но валюта, не являющаяся какой-то особенной в отношении уже существующих. Она регулируется Центральным банком, выпускается им же, учитывается, и, соответственно, ничем не отличается от национальной валюты, которая находится в безналичном обороте, но с применением особых информационных технологий.
Когда заходит разговор о криптовалютах, нужно понимать, о каком классе валют идет речь – если о валюте ЦБ, то в этом случае никаких волнений быть не может. Если речь идет о биткоине, эфириуме и прочих, коих насчитывается несколько сотен, это другой разговор.Существуют целые интернет-биржи и сервисы по обмену криптовалюты. Сейчас купить USDT в Москве легально, достаточно сложно. В ситуацию вмешиваются специалисты со стороны IT, которые ничего не понимают в экономике. Для этих людей криптовалюты являются решением их профессиональных задач, определенным предметом гордости. Они начинают рассказывать всякие глупости, якобы это валюта будущего, и люди, которые придерживаются моей точки зрения, ничего не понимают и сдерживают прогресс. На самом деле экономика – это экономические законы, и нужно судить не по каким-то технологическим особенностям, а по экономическому содержанию. Со стороны экономического содержания эту проблему наиболее полно и точно видит Центральный банк.
Ведомства не могут прийти к единому мнению, потому что на фоне юридической вседозволенности по добыче и владению криптовалютой задействованы очень большие люди. В нашей стране насчитывается около 20 миллионов человек, так или иначе связанных с криптовалютой, у которых достаточно много этих денег на руках. Они создают определенное лобби, и начинается обычное проливание слез на тему: «люди потеряют деньги». Но понимаете, если мы будем спасать тех, кто не потеряет деньги, то поставим под удар всю экономику. На мой взгляд, вся экономика страны поважнее, чем алчность отдельных людей, даже если их будет несколько миллионов».
Фото: Anton Belitsky / Global Look Press / globallookpress.com