В США пытаются разработать нормативно-правовую базу для ограничения своих IT-компаний. Разработчики американского законодательства уверены в необходимости ужесточения правового регулирования бигтеха. Заместитель председателя правления Регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ) Вадим Ампелонский рассказал «ФедералПресс», почему многие страны считают необходимым ограничивать влияние монополий крупных технологических компаний.
«Есть так называемая «пятерка» американских компаний, которая занимает около четверти общей капитализации этого рынка, я имею в виду компанию Amazon, Meta* (запрещена в РФ), Alphabet, которая управляет Google и его сервисами, Apple и Microsoft. Компании «большой пятерки» являются глобальными транснациональными корпорациями, и за счет того, что они стыкуют спрос и предложение по модели рекламного аукциона, они управляют национальными экономиками и рынками, на которых присутствуют. Каким образом происходит стыковка спроса и предложения? Очень просто – поскольку эти компании обладают инфраструктурой, которая позволяет пользователям находить те или иные товары и услуги, совершать свой выбор в интернете и в дальнейшем покупать их, за счет таргетированной рекламы компании распределяют внимание аудитории. Это происходит по аукционной модели – тот, кто заплатил больше всех, выигрывает аукцион и получает доступ ко всей аудитории. Соответственно, компании, которые не могут позволить себе победить а аукционе и не обладают этими ресурсами, они аудитории не получают.
Получается, что Google, Amazon и американские социальные сети выкачивают прибыль из целых секторов экономики, не пропуская национальных производителей. Кто может победить на аукционе? Естественно, транснациональные компании, которые обладают соответствующими ресурсами и соответствующим инструментарием. Национальные производители не могут прорваться к аудитории, таким образом происходит дискриминационное распределение внимания аудитории и стыковка спроса и предложения. Те компании, которые я назвал, являются монополиями на тех рынках, на которые они приходят.
Несмотря на то, что в России Meta* запрещена, она выходила на рынок, где уже были социальные сети («ВКонтакте» и «Одноклассники» прежде всего). Российские предприниматели по большому счету создали аналог Facebook** (запрещен в РФ) до того, как он вышел на наш рынок. Если посмотреть на Google, то он лидирует на рынке российских поисковых систем. Поэтому попытки регуляторов в разных странах ограничить влияние транснациональных монополий очевидны, они закономерны. Вопрос – каким образом это делается и какая альтернатива создается. Компании, которые созданы в разных странах, делались по образу и подобию американских гигантов и так или иначе используют рекламно-аукционную модель для стыковки спроса и предложения. Поэтому довольно сложно победить «врага» – крупные международные монополии, используя их инструментарий.
Думаю, безусловно, государства будут продолжать ограничивать влияние монополий, потому что они влияют не только на экономику, но и на политику, и на социум за счет аккумулирования огромной аудитории. В монополиях происходят разные процессы, в том числе распространяется деструктивный контент, поэтому государства будут стремиться получить рычаги влияния на них. Но пока у этих крупных компаний влияния на национальные рынки больше, нежели у государства возможности повлиять на их политику. Я думаю, что выход будет заключаться в том, что рано или поздно появится какая-то система, которая предложит альтернативный путь развития и альтернативную модель стыковки спроса и предложения. Пока этой системы не появилось, попытки регулировать деятельность гигантов будут продолжаться. Насколько они будут успешными – покажет время».
* Экстремистская организация, запрещенная на территории Российской Федерации
** Принадлежат экстремистской организации, внесен в реестр запрещенных сайтов Роскомнадзора
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева