В марте 2022 года многие зарубежные компании прекратили работать в России, что негативно повлияло на их положение на рынке: они стали терять прибыли и увольнять сотрудников. Заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Виктория Федосова полагает, что это связано как с оттоком российских пользователей с зарубежных платформ, так и с политизированными действиями руководства западных ИТ-компаний:
«Для западных ИТ-компаний сокращения, с одной стороны, связаны с общим экономическим спадом, кризисными явлениями в экономике. С другой стороны, это «откат» после эпидемии коронавируса, когда некоторые компании набирали излишний штат на фоне роста числа пользователей и объема оказываемых услуг: теперь это количество просто не нужно и приводит к лишним издержкам.
Для компаний, которые блокируют доступ к отдельным функциям для россиян, это удар по числу пользователей. На фоне того, как происходили бойкоты россиян на западных платформах, показателен был рост числа пользователей той же «ВКонтакте», о которой, казалось бы, стали забывать.
Естественно, снижение числа пользователей влияет на финансовые результаты компаний: падают и выручка, и чистая прибыль. Кроме того, на их политизированные шаги сразу реагирует биржа. Капитализация этих компаний в 2022 году резко упала, показав от 25 до 65 % снижения.
Что касается России, конечно, многие представители сектора рассматривают себя как «прогрессивных граждан мира», в связи с этим мы видели утечку кадров после 24 февраля и особенно после объявления частичной мобилизации. Однако ранее Минцифры сообщало, что около 80 % уехавших айтишников вернулись в страну. На фоне сокращений персонала на Западе такое действительно возможно, однако все равно отрасль потеряла какое-то число специалистов.
При этом самому рынку была оказана поддержка, и количество аккредитованных ИТ-компаний увеличилось: с четырех тысяч в начале 2021 года до почти 20 тысяч в январе 2023-го. Выросла и зарплата отдельных специалистов, поэтому для тех, кто видит ниши, появившиеся с уходом западных компаний или утратой популярности их цифровых продуктов, это шанс создавать что-то новое и занять собственное место на отечественном рынке цифровых продуктов».
Фото: ФедералПресс / Ольга Юшкова