Аналитики маркетплейсов Moneyplace прогнозируют в феврале рост цен на электронику и бытовую технику, сообщает РБК Тюмень. Так, стиральные машины подорожают на 40 %, видеокарты – на 109 %, телевизоры – на 13 %, геймпады – на 47 %, планшеты – на 8 %. Почему растут цены и ожидать ли новых скачков в будущем, пояснила доктор экономических наук, сотрудник института экономики УрО РАН Валентина Неганова:
«Рост цен связан с известными факторами. Недостаточный объем нашего производства, отсюда и спрос оказался выше, чем предложение. Второе – некоторые производители и посредники воспользовались напряженной ситуацией и повысили цены, ожидая ажиотаж. Третье – был повышенный спрос, люди боялись, что данных товаров не будет на рынке или они станут дороже; отложенный спрос превратился в реальный. Это субъективные факторы.
И важно сказать, что реальные доходы сократились. Казалось бы, экономия должна быть. В этот период потребители обычно переключаются на продовольственные товары. Но этот фактор не сработал.
Объективные факторы, которые влияют на цены, мы все знаем. Наибольший объем техники поставляется из-за рубежа. Все логистические цепочки трансформировались и практически увеличились раза в два. В канале движения товара каждый участник набрасывает свою маржу. Интересы поставщиков и магазинов – повысить прибыль. Но здесь тоже есть предел, бесконечно повышать цены нельзя.
Президент поставил задачу в течение 3–5 лет наладить свое производство, у нас для этого есть возможности. Уйдет лет пять, чтобы вернулся баланс в оптимальный вариант. Сейчас мы можем обходиться «серым» импортом. Мы уже нашли входы и выходы, определили баланс и поставщиков, логистику. Более-менее ситуация стабилизируется. Нет смысла скупать товары».
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева