Весна в этом году приятно удивляет тюменцев. Начало апреля – а от снега уже не осталось и следа, температура бьет рекорды, почки на деревьях готовятся распуститься. Специалисты замечают, что уровень воды в Туре перешагнул нулевой рубеж раньше обычного, а клещи проявляют небывало раннюю активность. Но так ли хорошо для природы настолько скорое пробуждение? Директор Института наук о Земле ТюмГУ Виталий Хорошавин рассказал нам о возможных рисках:
«Когда довольно ранней весной снег так массово сходит, земля еще промерзшая, и вся снеговая вода идет в русло рек. Но при этом надо учесть, что осадков нынешней зимой было немного относительно прошлых лет.
Сейчас уровень воды в реках, озерах на какой-то момент поднимется. Но потом, а прогнозируют, что май, июнь будут сухими, возникнет недостаток воды. То есть снеговая вода быстро уйдет вглубь, и запасы воды на лето останутся еще меньше, чем обычно.
Судя по всему, маловодный период продлится и в этом году, все идет к тому. Уровень воды в реках во всем Обь-Иртышском бассейне, Туры в частности, уже лет пять с каждым годом все ниже и ниже. Вероятно, что на этот год придется отрицательный пик этого цикла, маловодья. Но точно это сложно прогнозировать.
Обычно водный цикл, как маловодный, так и многоводный, длится от 8 до 11 лет. И в какой-то момент маловодье может стать рискованным и нести массу последствий.
Чем ниже уровень воды в реках, тем больше воды уходит из наземных ландшафтов. Река работает как насос: если уровень воды в ней низкий, то она забирает воду из болот, лесных ландшафтов, снижается уровень грунтовых вод. Это по цепочке может привести к иссушению территорий, что будет иметь уже свои последствия. К примеру, лес станет сухим, пожарная опасность возрастет, деревья могут страдать от недостатка воды. Много разных последствий маловодья может быть».
Фото: ФедералПресс / Дарья Сеймовская
Эксклюзивы «ФедералПресс»