«Уральские авиалинии» в прошлом году получили прибыль в 13,5 млрд рублей – показатель стал рекордным за все последние годы. Эксперты называют причиной гигантские объемы господдержки в виде прямых субсидий и топливного демпфера – компенсации части затрат на авиакеросин. О том, как компания заработала на фоне антироссийских санкций и почему ей вряд ли удастся повторить успех, «ФедералПресс» рассказал исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев:
«Достаточно большое количество российских авиакомпаний в прошлом году показало хороший финансовый результат. Здесь сложилось сочетание нескольких факторов, продиктованное отчасти макроэкономическими соображениями, отчасти – мерами поддержки, которые предложило государство, отчасти – тем, что у авиакомпаний, так сказать, изменились условия лизинговых платежей.
Можно констатировать, что в 2022 году компании вопреки серьезному кризису, спровоцированному санкциями, смогли заработать. Эта «подушка безопасности» может обеспечить им финансовую устойчивость в 2023 году – а может быть, и в 2024-м. Учитывая, что в 2023 году условия применения топливного демпфера не обязательно будут на уровне прошлого года, что решение о выделении масштабных субсидий до сих пор не принято, что курс рубля несколько упал по отношению к доллару, что авиакомпании вынуждены тратить больше средств на техническое обслуживание, – все это ухудшит финансовое положение как отрасли, так и отдельных компаний.
Безусловно, правительству хотелось, чтобы пассажиров перевезли больше, а прибыль компаний была меньше, но, на мой взгляд, принципиальный вопрос – это обеспечение их устойчивости на среднесрочную перспективу. Ситуация будет меняться, будут осложняться поставки комплектующих, нужно будет осваивать ремонт самолетов в России, но у авиакомпаний хватит ресурсов, чтобы справиться с этими вызовами. Субсидии сделали свое дело, и санкции не сработали».
Фото: Rafael Henrique/Keystone Press Agency/globallookpress.com
Эксклюзивы «ФедералПресс»