Госдума приняла в первом чтении законопроект о трудовом воспитании в школах. Согласно документу, школьники смогут быть привлечены к к общественно-полезному труду, такому как уборка классов и пришкольной территории, высадка деревьев. Директор московского Центра образования № 109, доктор педагогических наук Евгений Ямбург оценил законодательную новеллу и объяснил, зачем привлекать детей к полезному труду.
«Никто трудового воспитания не отменял – ни при советской власти, ни во время перестройки, ни сегодня. Другое дело, что трудовое воспитание должно быть творческим и неформальным. Понимаете, когда, ссылаясь на Антона Макаренко, великого педагога, при советской власти заставляли нас надевать резинки на пипетки – это был отупляющий труд, который вызывал только аллергию. Сегодня же для творческого труда есть огромные возможности.
В девяностые, когда мы выходили из «коммунистической клетки», были перегибы на местах, это абсолютно омерзительно: в школах Узбекистана все были на уборке хлопка, в сельских школах России – на уборке картошки. Это, конечно, отрицательно сказалось на образовании, поэтому было принято решение о запрещении использования детского труда.
Тогда маятник пошел в другую сторону: без согласия родителей, скажем, школы не могли заставить детей убирать свои классы и школьные коридоры. А это элементарные вещи, связанные с самообслуживанием. Думаю, это было глупостью. В нашем центре образования мы ввели обслуживающий труд в программу трудового воспитания и утвердили советом школы. Но это частное решение.
Поэтому, вероятно, со стороны Госдумы это стремление привести все в порядок, прописать законодательно. Я в этом ничего плохого не вижу. Это тот редкий случай, когда можно согласиться: в нашем огороде люди, которые все-таки не навредят».
Фото: ФедералПресс / Ольга Юшкова