Мир медиа стремительно развивается, и то, что раньше было единственным актуальным источником информации, сегодня отправляется на задворки инфополя. Как интернет вытеснил традиционные СМИ из медиапространства и как задавать повестку в новых, непростых условиях? Об этом в ходе одного из круглых столов «Российской креативной недели» рассуждал генеральный директор АНО «Диалог» Владимир Табак:
«Та информационная реальность, с которой мы сейчас имеем дело, относится к эпохе постправды. В 2008–2009 годах власти было достаточно контролировать 5–6 каналов коммуникации – несколько телеканалов, ключевых газет, пару радиостанций. Сейчас же история с верифицированной информацией работает по-другому: с появлением мессенджеров (мы называем это новой версией «разговоров на кухне»), с высоким уровнем доверия аудитории друг другу. В силу меняющейся реальности COVID-19 очень сильно обострил эту проблему. Мы еще тогда столкнулись с тягой аудитории к конспирологии. На реальность наложилось огромное количество интерпретаций, потому что было недостаточно информации. Пространство заполняется гипотезами, аудитория постепенно размыла для себя понятие авторитетных источников получения информации. Этими источниками начали становиться все подряд: соседи, друзья, «знакомые из ФСБ и мэрии».
Мы не можем контролировать информационный поток. Власть постоянно находятся в реактивной повестке, повестка формируется уже за них, и они вынуждены на эту повестку реагировать. И это проблема для власти. Работа в интернете всегда воспринималась властью как какой-то такой побочный продукт от основной деятельности. В лучшем случае кто-то просто этим интересовался. Как только мы заводили разговор с властью о том, что на самом деле интернет реально формирует повестку, нам отвечали: «Нет, это не так. Повестку формируют традиционные СМИ. Интернет – это ограниченная группа людей».
Последний замер показывает, что в российском сегменте интернета сегодня – 130 миллионов пользователей. Интернет с точки зрения формирования информационной повестки опережает инструменты, которые у нас есть. У государства должна быть сформирована единая понятная стратегия присутствия в Сети. Пока не будет некого единого общего подхода с пониманием на всех уровнях власти важности процесса, будет очень трудно систематизировать эту работу.
А контролировать интернет, на мой взгляд, вообще будет невозможно. Причем это не зависит от страны, это просто данность. Сегодня аудитория задает тренды. Невозможно встать над этой аудиторией и вместо нее их задавать. Можно лишь вовремя им следовать».
Фото: ФедералПресс / Елена Майорова
Эксклюзивы «ФедералПресс»