Российский авторынок стремительно заполняют китайские автомобили. Кандидат экономических наук, эксперт МГО «Опоры России» Вячеслав Белобжецкий уверен, что РФ должна вкладываться в собственное производство и увеличивать свою долю в совместных предприятиях.
«Автомобильная промышленность Китая превосходит российский автопром на порядок. В Китае производится порядка 2 млн автомобилей в месяц, в то время как в России – 1,5 млн в год. Поэтому после ухода с рынка европейских брендов их место достаточно активно занимают китайские марки.
Следует признать, что соотношение цены и качества у китайского автопрома соответствует запросам потребителей, особенно в сегменте грузовых автомобилей и спецтехники, которые давно составляли конкуренцию как отечественной, так и европейской продукции. Поэтому российские дилеры после ухода с рынка европейских производителей стали переключаться на автотранспорт производства КНР. По итогам первой половины 2023 года на российском рынке реализовали рекордные 168 тысяч китайских машин – это больше, чем за весь прошлый год. Если же говорить о процентах, то доля «китайцев» выросла с 10,6 до 46 %.
Сегодня несколько автозаводов вышли на договоренности о сборке китайских автомобилей в России. Это позволит снизить стоимость машины, что, безусловно, важно для отечественного покупателя. В перспективе речь идет о существенной локализации производственного процесса, что, как и в случае с европейскими марками, дает возможность для развития отечественного производства комплектующих.
Но в этом есть и опасность. Подчинив производственные мощности работе на китайские автогиганты, мы можем не реализовать шанс в развитии отечественного автопрома. А он требует трансфера технологий, развития компонентной базы. При этом целевая программа развития отечественной автопромышленности даст стимул смежным областям – робототехнике, IT-компонентам, химической промышленности.
Нам на современном этапе важно не только заполнить ниши отечественного авторынка, но и заложить основу для развития российского автопрома. И тут есть чему поучится у китайских партнеров – созданию совместных производств, подготовке кадров, локализации производства. Один из современных китайских автогигантов начинал с производства аккумуляторов. Сегодня в Калининграде на площадке «Автотора» собирается китайский седан, в котором из российских компонентов тоже только аккумуляторы. Важно, чтобы российский вклад в локализацию китайских марок не остался на этом уровне».
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин