Глава Минфина Антон Силуанов спрогнозировал дефицит бюджета в 2023 году на уровне от 2 % до 2,5 % ВВП. Экономист, эксперт Российского института стратегических исследований (РИСИ), кандидат экономических наук Михаил Беляев рассказал «ФедералПресс», почему внутреннего долга бояться не стоит:
«Дефицит бюджета – это состояние, когда предполагаемые расходы бюджета будут больше доходов, которые можно собрать фактически. По каким статьям будет дефицит – сказать сложно. Внутри расходной части бюджета может быть так называемая «перегруппировка расходов». Есть такие расходы, которые оплачиваются в обязательном порядке, несмотря на нехватку доходов (расходы на оборону и социальные расходы). Правительство заявляет о том, что все социальные обязательства будут выполнены.
Что делать, если образовывается дефицит бюджета? Есть такая мера, называется секвестр – уменьшение статей расходов, которые считаются необязательными. У нас необязательными статьями считаются статьи, связанные с расходами на экологию, на науку.
Второй путь, на самом деле, тоже не очень хороший. Расходы – это не просто расходы, они активизируют какую-то экономическую деятельность. Это связано с зарплатами, с рабочими местами и наполнением бюджета из налогов. Скорее всего, надо будет развивать увеличение государственного долга. Выпуск ценных бумаг, государственных облигаций на определенный срок с обязательством погашения по номиналу этих бумаг и выплат определенных процентов по облигациям. Они могут распространяться по корпорациям. Компании могут распространять их среди обычных граждан. Правда, номинал будет другой, сроки могут варьироваться, доходность.
Это многовариантный инструмент, к нему прибегает большинство стран. Мы знаем, что внутреннего долга не нужно опасаться, у нас он находится на очень низком уровне – 16 процентов ВВП, в то время как страны спокойно живут и при 100 процентах внутреннего долга, а один из макропоказателей ЕС – 60 процентов госдолга ВВП. Долг еще может быть полезен с той точки зрения, что свободные средства граждан и компаний из пассивной части переходят в активную. Государство может ими наполнять бюджет, это может послужить дополнительным двигателем экономики.
Есть третий путь – дополнительная эмиссия денег под дефицит бюджета. Этот инструмент не всегда инфляционный. Если он будет способствовать развитию экономики, то последующая выпускаемая товарная масса уравновесит количество денег в обращении. Если это не бесконтрольная эмиссия денег, то она допустима и может служить инструментом сведения дефицита бюджета. Правда, этот инструмент считается наименее предпочтительным.
Можно сказать, что бюджет всегда дефицитный. Государству нужны усиленные денежные средства, чтобы двигать экономику. Чтобы придать ей ускорение, нужно приложить сверхусилия. По отношению к бюджету это дефицит. Бояться его ни в коем случае не надо, если он в контролируемых рамках и предполагается, что все выльется в оптимизацию экономических процессов».
Фото: ФедералПресс / Екатерина Лазарева