За первое полугодие 2023 года москвичи купили на 11 % больше черной икры, чем за аналогичный период прошлого года, однако в целом по России спрос на икру упал на 5 %, говорится в исследовании РБК. Экономист, эксперт Российского института стратегических исследований (РИСИ), кандидат экономических наук Михаил Беляев рассказал «ФедералПресс», почему спрос на деликатес изменился:
«На мой взгляд, подорожание черной икры пока еще произошло в меньшей степени, чем по всем остальным продуктам. Перед Новым годом она подорожает. Да, черная икра тоже подорожала, но не так сильно, как остальные товары. Во-первых, произошло привыкание к повышенным ценам. Инфляция сделала свое дело, и дорогой эксклюзивный продукт перестал выглядеть таковым по сравнению с остальной массой товаров.
Во-вторых, у определенных категорий людей повысилась заработная плата и выросла средняя зарплата по стране. Для многих профессий она выросла, и значительно. Прежде всего для тех, кто работает в области информационных технологий. Потом открылись такие прозаические профессии, как, например, курьеры. Нельзя сказать, что они получают много, но у этих людей есть склонность хоть немного, но купить этого продукта. Тем более у нас и безработица уменьшилась. Произошел такой психологический сдвиг. Это то, что касается Москвы.
Ступенчатая разница между Москвой и регионами говорит о том, что столица живет лучше, чем остальные города России. Разница в доходах и, может быть, в менталитете тоже отражается. Но может быть так, что в Москве большое количество людей уже решили свои жизненные проблемы и по квартирам, и по загородным участкам, и они могут себе позволить тратить деньги на гастрономические развлечения. А в регионах такой уровень жизни еще не достигнут».
Фото: ФедералПресс / Ольга Юшкова