Владимир Путин в ходе Восточного экономического форума заявил, что курс рубля будут стабилизировать «без резких движений». Экономист Михаил Беляев рассказал «ФедералПресс» о мерах экономического характера, с помощью которых укрепят национальную валюту, и о природе инфляции в России.
«Прежде всего надо понимать, что движение валютного курса – это не какое-то автономное действие и валюта не является каким-то самостоятельным, автономным субъектом экономических отношений. Курс валюты полностью зависит от состояния экономики. От ее эффективности, темпов роста. Конъюнктурные факторы, на которые обычно ссылаются, лишь отклоняют валютный курс от базового показателя. Но судя по тому, что сейчас экономика наша наконец «проснулась» от периода паузы и начинает более активное развитие, мы действительно вправе ожидать стабилизации курса, и, может быть, даже некоторого повышения курса рубля по отношению к доллару.
В краткосрочном аспекте это могут быть цифры в районе 85 рублей за доллар. Дальнейшее прогнозирование будет зависеть от состояния российской экономики, ее активности. От того, насколько действует активность экономических субъектов.
Не думаю, что можно ожидать снижения ключевой ставки. Наш ЦБ почему-то «заряжен» на ее постоянное повышение. Он почему-то думает, что все недуги экономики лечатся исключительно ключевой ставкой. Он ориентируется только на денежно-кредитные показатели, в основном на инфляцию. Это американская теория, она больше применима к экономике США, у нас несколько иные природы инфляции и несколько иные взаимосвязи внутри экономики. Прямой связи между ключевой ставкой и инфляцией не существует, в отличие от воззрений ЦБ. В ближайшее время ожидать, что Центробанк снизит ключевую ставку, не приходится.
Инфляция – это любой рост цен. Она может быть денежной, а может быть неденежной. В нашей стране денежная масса и денежные параметры находятся под достаточно строгим контролем ЦБ, и ссылаться на них при рассмотрении инфляции не очень корректно. У нас инфляция и повышение цен зависит от доминирования на наших рынках (продовольственном, авторынке, рынке жилья, топлива) крупных компаний, которые диктуют свои цены рынку, пользуясь самыми разными предлогами. Они повышают цены, потому что стремятся к повышению прибыли. Таким образом компании реализуют свою возможность доминировать в рынке и навязывать ему свои условия».
Фото: ФедералПресс / Ольга Юшкова