Крупномасштабное вторжение палестинской группировки ХАМАС в Израиль из сектора Газа началось 7 октября 2023 года. Историк, эксперт Российского военно-исторического общества, член Ассоциации историков Союзного Государства Александр Макушин рассказал, откуда растут ноги у конфликта.
«Конфликт между Израилем и сектором Газа, а точнее Палестиной, между Израилем и арабами шире. Он имеет и религиозную почву, потому что еще до принятия ислама основной частью арабов там было государство Химьяр. Оно первое стало конфликтовать с коренными арабами, которые на тот момент были язычниками. После принятия ислама этот конфликт усилился. Еврейское население активно эмигрировало в страны Европы, где, кстати, тоже подвергалось где-то с X века постоянным гонениям на религиозной почве. К началу XX века в еврейском обществе возникло осознание, что необходимо создать национальное, этническое, религиозное государство. Евреи были, наверное, самым большим народом, лишенным государства. Первоначально политику создания еврейского государства лоббировала часть англо-американского истеблишмента, причем часть именно английского истеблишмента, который был связан с Соединенными Штатами.
После окончания Второй мировой войны ООН было решено выделить из-под мандата англичанам часть территории Палестины – места для компактного расселения евреев, создания ими своего государства. Потом мы вступили в большую полосу арабо-израильских войн, когда евреи расширяли свою территорию. Здесь надо отметить, что происходившие в тот момент противостояния между советским и американским блоками позволили евреям пролавировать, расширить территорию Израиля за счет громадной помощи Соединенных Штатов. Но это же породило все те проблемы, которые мы видим сейчас. Это противостояние между арабским и еврейским миром за 20 век приняло такой экзистенциальный характер, потому что обе стороны не хотят уступать. Для обеих сторон уступка равносильна гибели. Да, Израиль показывал прекрасные результаты в 60-е и 70-е годы, когда население было готово отстаивать свою страну. Сейчас там глубочайший внутренний кризис, кризис внутренней самоидентификации. Это еще накладывается на кризис самоидентификации еврейского народа. Все это вызывает очень серьезные проблемы. Сейчас произошедшее вызовет эскалацию конфликта с обеих сторон. Действия ХАМАС показали, что современные арабы – это далеко уже не арабы даже семидневной войны, это не арабы более начальных войн, которые выигрывал Израиль, ему придется столкнуться с совершенно другой ситуацией.
Арабский мир стал другим. Но вот корни конфронтации сейчас – в них никто не будет разбираться. И этот конфликт уже не религиозный. Вообще религия ушла, мне кажется, на второй план. Этот конфликт уже отягощен таким количеством взаимных обид, громадного пролития взаимной крови, что решения не имеет. Но я думаю, даже подавив, уничтожив сектор Газа, Израиль не решит проблему безопасности. Решить проблему безопасности для Израиля может только очень серьезная, активная, взвешенная политика по части примирения. То, что делала Российская Федерация на Кавказе, то, что в свое время делала Российская Империя. Но способен ли Израиль будет пойти на такое серьезное изменение своей внешней политики, я не знаю.
То же самое можно сказать и про палестинцев. То, что сейчас будет исход палестинского населения, вызовет радикализацию террористических группировок, которые, прикрываясь знаменем радикального ислама, будут проводить террористические атаки и в Европе, и в Соединенных Штатах, и вообще по всему миру. И в принципе, как бы это ни казалось алармично, но мы реально стоим на пороге серьезнейших изменений карты Ближнего Востока. Слова Владимира Ивановича Жириновского, которые сейчас многие вспоминают, к большому сожалению, могут оказаться трагическим пророчеством.
Я очень надеюсь, что во всей этой ситуации какую-то роль сыграет и ООН, чья позиция сейчас близка к нулю, сыграет какую-то роль и Российская Федерация, и Китай, которых в какой-то момент просто отодвинули от трека мирного урегулирования, там рулили Соединенные Штаты, мы в итоге видим то, что произошло.
Ситуация не может быть решена заливанием деньгами. Вот и любимый американский метод решения конфликтов здесь не пройдет. Здесь требуется очень серьезная, взвешенная работа и дипломатов, и аналитиков, и силового блока для того, чтобы решить эту серьезнейшую, застарелую проблему. Потому что, еще раз повторю, к большому сожалению, в 20 веке от религиозного и религиозно-культурного конфликт перешел уже в плоскость экзистенциального и для палестинского, и для израильского народа».
Фото: РИА Новости / Стрингер
Конфликт на Ближнем Востоке