Во всем мире 10 декабря отмечается День прав человека. Ровно 75 лет назад Генассамблея ООН приняла декларацию, в которой провозгласила неотъемлемые права, присущие каждому человеку вне зависимости от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических убеждений, национального или социального происхождения. Почему сейчас идея превратилась в политический инструмент борьбы, рассказал политолог и член экспертного клуба «Дигория» Георгий Забаринский:
«Изначально благая идея прав и свобод из общечеловеческого достояния со временем превратилась в инструмент политического давления. Ее постоянно используют западные пропагандисты, именующие себя «правозащитниками». К сожалению, из-за их деятельности позитивное содержание прав человека политизировалось, причем с уклоном в пользу одних стран и во вред другим.
Интересно, что нарративы «защитников прав и свобод» в большинстве случаев поверхностны и основаны на выгодной интерпретации. Знаменитая свобода слова, в нарушении которой часто упрекают развивающиеся страны, сталкивается с политикой двойных стандартов так называемых свободных стран. Так, запрет и ограничения на вещание российских СМИ там принято называть «борьбой с дезинформацией». Но когда в России маркируют материалы СМИ и блогеров, получающих иностранное финансирование и ведущих открытую антигосударственную работу, то начинается вой: «цензура», «тоталитаризм», «железный занавес».
Впрочем, все современные государства вне контекста информационного противоборства имеют свою уникальную систему прав и свобод. На них, безусловно, повлияли идеи либерализма, однако сам ход истории показал невозможность его полной имплементации в разных культурах. Например, если в Европе сильны убеждения о том, что права и свободы даны человеку от природы, то в России свобода для страны и каждого гражданина напрямую связана с суверенитетом.
Поэтому наша правовая традиция и критикуется либералами: они ее попросту не понимают, в другой культуре воспитаны. При этом, несмотря на свои убеждения, они поддерживают опасные для людей радикализованные акты гражданского неповиновения, выступают за легализацию деструктивных общественных практик, одобряют дискриминационные ограничения против русских в отдельных странах. Такое лицемерие уже давно не скрыть за ширмой «борьбы за права». Очевидно, что за всем этим скрывается именно политическая борьба, а не гуманизм и забота о людях».
Фото: ФедералПресс / Ольга Юшкова