В Москве начал свою работу I Евразийский философский конгресс, где состоится вручение Философской премии 2024 года. Главной целью Евразийского философского конгресса является организация свободной площадки для философских дискуссий с участием авторитетных российских и мировых философов. О том, какую роль сегодня играет философское сообщество в России и почему важна консервативная философская мысль, «ФедералПресс» рассказал депутат Госдумы, политолог и философ Олег Матвейчев:
«Основная задача заключается в том, чтобы привлечь внимание широкой аудитории к развитию философии в нашей стране. Хотя бы констатировать факт ее существования. Потому что наша общественность не знает о ней. По их мнению, философы в России занимаются чем-то мифическим, непонятным. Для массовой аудитории философия – это нечто престижное, но эфемерное. Из серии: «Все слышали о ней, но никто не видел». Мы же докажем, что философская мысль в России есть.
Мы хотим показать имена. Обозначить авторов, чьи книги сейчас читают философы во всем мире. Подобного рода литература не слишком популярна, и мы хотим это исправить. Рынок книг на эту тему огромен. Понятно, что мы не сможем его охватить. Издания, которые мы номинировали, не могут исчерпать всю философскую мысль, но какой-то ее краешек обозначат.
Понятно, что мы не решим всех проблем, но мы можем начать разговор. Люди познакомятся друг с другом в кулуарах, начнут переписку, будут обмениваться мнениями, статьями и, глядишь, что-то из этого начнет вырастать. Такой интересный разговор интеллектуалов мира должен состояться. Когда эти разговоры ведутся в форме интервью, скажем, Илона Маска Такеру Карлсону, это хорошо. Но нужно, чтобы были площадки, где мы могли бы собрать такую концентрацию энергии.
Философия – это фундаментальная наука. Говорить о результатах сложно, они могут проявиться через сотни лет. Мысли Ницше сбылись через 30 лет после того, как он их изложил. Лишь в конце XX века мыслители обратили на них внимание и сказали: «Посмотрите на то, что происходит. Это же Ницше описывал!» Хайдеггер вообще говорил, что его понимать начнут через 300 лет… Так что результатом будет то, что люди со всего мира познакомятся друг с другом. Познакомятся с исследованиями. Кого-то это наведет на новые мысли, и начнется более тесное живое общение. Будет возможность увидеть и послушать многих людей. Сказать: «О, вот этот человек мне близок!» Обменяться адресами, пригласить к себе в гости на круглый стол. И такой взаимный обмен мнениями – это то, что и будет непосредственным результатом».
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин
Эксклюзивы «ФедералПресс»